Астраханские художники, которыми мы гордимся
Сегодня расскажем про 5 современников
Эти пять художников горячо любимы как у себя на родине, так и за ее пределами. И если в других городах России и мира их считают талантливыми художниками, то здесь, в Астрахани, они для нас не просто талантливые, они — живые классики.
Николай Рудиков
Николай Кириллович Рудиков — это старейший и, без преувеличения, самый уважаемый астраханский художник. Неспроста коллеги называют его «летописцем Астрахани».
Почетный гражданин нашего города родился в 1930 году. Но учиться поехал в Пензу — там, в художественном училище имени К.А. Савицкого, под руководством известного астраханского художника Ивана Горюшкина-Сорокопудова, он стал воплощать в жизнь свою детскую мечту стать художником. После окончания учебы именитый график и живописец вернулся в родной город.
Мастер известен прежде всего своими карандашными рисунками современной и исторической Астрахани, живописными пейзажами, портретами и офортами, которые выставлялись по всей стране. Он отлично разбирается в быте и укладе жизни рыбаков. Именно эти рыбацкие картины стали самыми узнаваемыми в его долгой карьере и именно рыбакам и жителям села он посвятил десяток выставок.
Работы Рудикова хранятся во многих музеях и частных коллекциях России и зарубежья. Николай Кириллович до сих пор активно работает, устраивает выставки и передает свое мастерство младшему поколению.
Александр Шапошников
Александр Шапошников — без преувеличения, мэтр изобразительного искусства Астрахани. Он известный и за пределами нашей страны акварелист, заслуженный художник России.
Больше 40 лет Александр Михайлович занимается классической акварельной живописью и активно выставляется. Его называют очень плодовитым художником — в год Александр Шапошников делает 3-5 персональных выставок и в Астрахани, и в других городах. В 2018 году, к 75-летию мастера, на родине художника открылась его 100-я выставка.
Акварельная живопись не без основания считается сложной техникой, потому как требует от мастера быстроты и твердой уверенной руки — ведь всего за 30-40 минут, пока влажный лист не высох, надо успеть создать картину. С этой техникой художник стал работать в 1975 году, когда был включен в творческую группу художников-акварелистов СССР. Акварель, по мнению живописца, имеет много преимуществ:
«В дальнюю дорогу не надо возить с собой холсты, масло, взял папку с бумагой и коробку красок, и весь мир у твоих ног. Я побывал в творческих командировках на Оби, Енисее, Волге. На велосипедах с художником Юрием Лебедевым добрались до Одессы».
Александр Михайлович много путешествует по регионам России, ближнему и дальнему зарубежью. Излюбленной темой в творчестве Шапошникова всегда была и остается природа — ее Александр Михайлович рисует на многочисленных пленэрах в родном городе, на Алтае, Валааме, в Сибири, в Казахстане, Вьетнаме… По результатам созданы серии пейзажных работ: «Край, где я родился», «По Волге», «По Каспию», «По Оби», «По Иртышу» и другие.
Работы астраханского художника отличаются профессиональным мастерством, сочетают в себе классический станковый метод с техникой акварели по сырому листу. В них много лирики, музыки, любви к природе, чуткого отношения к мимолетной красоте, легкости и изящности художественного волшебства.
Сергей Дьяков
Сергей Геннадьевич родился в Астрахани в 1951 году и по праву стал одним из самых востребованных живописцев нашего города. Работает Дьяков во многих жанрах живописи — да и в целом, искусства. Его картины не раз приобретались правительством Астраханской области и частными коллекционерами из России, США, Канады и других стран.
Художник часто работает в жанре натюрмортов, пейзажей и исторических картин, а еще его интересуют эскизы декораций и театральные костюмы. Кстати, однажды его выставка работала в Драматическом театре, чем, безусловно, порадовала публику.
Астрахань служит главной музой художника, а точнее — ее богатое прошлое. «Старая Астрахань» — это цикл картин Дьякова, где он с большой щепетильностью и кропотливостью изображает историю родного города с такими богатыми многонациональными традициями.
Вот как вспоминал эту работу сам художник в одном из своих интервью:
«Много лет назад я начинал с картины с таким названием («Старая Астрахань») и в разные годы периодически возвращался к этой теме каждый раз по-новому. Последний раз это увлечение затянулось на 2 года. Желание сделать серьезную серию из 12-ти больших картин, востребованность темы и преддверие юбилея города подстегнули мое увлечение, и я работал с любовью. Есть художники, которые историческую картину понимают как “раскрашивание” исторических фотографий, а есть те, которые создают свой мир в историческом контексте. Я — из вторых. Я сочиняю пространство, населяю его персонажами. В историческом полотне не так важна доскональная достоверность, как важна убедительность изображаемого сюжета. Другими словами, если вы верите в происходящее на холсте – работа удалась».
По словам искусствоведов, композиционно и колористически в этих картинах заметно влияние Иеронима Босха, Питера Брейгеля и астраханца Бориса Кустодиева, которых Сергей Дьяков считает своими учителями.
Юрий Лебедев
Он признан временем, будучи удостоенным множества наград и добрых отзывов простого зрителя. Он работает во всех жанрах. В 1970-х годах выполнил ряд настенных росписей в интерьерах и на фасадах зданий Астрахани. В последующие годы много работал и продолжает работать в различных жанрах станковой живописи: натюрморте, пейзаже, портрете.
Лучше всего о себе рассказывает сам Юрий Лебедев — ближе познакомиться с творческой автобиографией можно здесь:
Удивительно складывается жизнь. Казалось бы, когда-то давно география широко разделяла нас с Астраханью: родился в Ярославле, учился в Ленинграде… Но именно с нашим прекрасным городом связана вся моя творческая жизнь. Астрахань стала для меня второй родиной. Здесь же я испытал первый большой успех художника, когда на зональной выставке «Большая Волга» в 1969 году были отмечены мои работы. По-настоящему судьбоносный момент. Уже спустя два года я стал членом Союза художников России, постоянным участником всех областных выставок и общественной жизни…
Многие его произведения хранятся в картинной галерее им. П.М. Догадина, Астраханском музее-заповеднике, в интерьерах административных зданиях Астрахани, а также в частных коллекциях в России, Германии, Франции, США и других стран.
Владимир Маркелов
Коллега Сергей Дьяков мой стиль назвал лирическим символизмом. Я с этим согласен. Люблю жизнь во всех ее проявлениях. В ней черпаю вдохновение. Природа, рыбалка, поход в кино дают мне импульс к работе. Все свои чувства, эмоции вкладываю в полотна. Они должны будить воображение зрителя, заставлять думать, размышлять.
Владимир Маркелов — выпускник Астраханского художественного училища имени П.А. Власова, член Союза художников России, постоянный участник областных, всероссийских, международных выставок. Он известен сегодня, прежде всего, как дизайнер интерьеров. Но талант художника распространился и на другие жанры искусства. На его счету — семь персональных выставок, одна из которых, выставка «Дойти до самой сути…» проходила в Астраханской картинной галерее.
Любимые жанры художника — натюрморты и портреты, большой интерес вызывают философские картины Маркелова, циклы, посвященные библейской теме. Самобытные работы художника показывают его большой профессионализм и яркий авторский стиль. По мнению искусствоведов, они полны особого взгляда на обыденные вещи, «японской философии», «реалистического правдоподобия в сочетании с поэтической глубиной».
Неля Салихова
Еще по теме:
Самые известные художники-самородки Астрахани