Алексей Матвеев: «Зощенко – абсолютно астраханский автор»
О премьере в Драмтеатре
В Астрахани с успехом прошла очередная премьера — вслед за Шекспиром Драмтеатр замахнулся на Михаила нашего Зощенко. Режиссером новой постановки «Родные и нервные» в театральном подвале, именуемом Imaginarium, стал Алексей Матвеев, который уже известен по здешним спектаклям «Записки сумасшедшего», «Морфий» и др. В преддверии премьеры режиссер и артисты театра встретились с журналистами, чтобы подробнее рассказать о новом эксперименте.
«Горькая доля»
Так называется рассказ Михаила Зощенко, интерпретированный на экспериментальной театральной площадке. Перед нами образ молодой женщины, пишущей одно письмо за другим своей подруге. В насыщенной жизни главной героини случаются очень частые перемены: встреча знаменитого художника, известного хирурга, инженера и других мужчин, которые привлекали ее внимание на какое-то время. И каждый раз повествование автора письма сопровождалось восторженной фразой: «Я счастлива неимоверно!».
Этот и еще 12 рассказов русского писателя вошли в спектакль Драмтеатра. Играют его семь актеров: Сергей Андреев, Лидия Елисеева, Дмитрий Карыгин, Александр Ганнусенко, Наталья Вавилина, Максим Симаков и Екатерина Сиротина представляют около 50 персонажей из чертовой дюжины сатирических произведений Зощенко. На протяжении постановки они переходят из образа в образ, каждый раз показывая новые истории, новых людей…
Подумать только, творческий взлет автора всех этих рассказов пришелся на 20-е годы прошлого столетия – с тех пор пролетел почти целый век!
! Кстати, режиссер постановки Алексей Матвеев назвал Михаила Зощенко астраханским автором. И не только потому, что в спектакль вошел рассказ «Актер», где звучит фраза: «Происшествие это произошло в Астрахани», а по тому внутреннему духу, атмосфере, духу коммунальной квартиры, к чему сопричастны и астраханцы.
Ну и, конечно, Зощенко — астраханский автор уже потому, что его герои разгуливают именно по нашему городу, в нетленной комедии Гайдая «Не может быть!». А вот может!
Работает импровизация
Секретами перевоплощения из одной роли в другую на протяжении всего спектакля поделился актер театра Максим Симаков:
В ГИТИСе у нас был предмет «Импровизация», здесь она очень помогает: ты отключаешь мозг, отдаешь себя организму, а он иногда выходит на невиданные глубины, высоты.
О «проблемах с грудью» у Максима Симакова в доброй шутливой форме рассказал Алексей Матвеев — это тот самый случай, когда импровизация не помогает:
По сюжету, Максим должен продолжительное время пристально смотреть на женскую грудь, но признается, что так долго смотреть на сей предмет не может (смеется). Посмотрите спектакль, поймете, о чем идет речь (и снова интрига – ред.). Импровизационные куски и тексты определенных рассказов, которые вплетены в отдельные сюжеты, соединены по единому атмосферному духу его типажей, характеров. Да и не его, а наших, потому что очень много узнаваемых героев и ситуаций мы нашли сами для себя.
Эксперименты на своих местах
О том, почему этот спектакль решили поставить именно здесь, в камерном и наделенном неповторимой атмосферой пространстве Imaginarium, рассказал Алексей Матвеев:
В этом есть определенная школа для всех, совершенно другая манера мыслить, вообще что-то делать. Здесь нет спецэффектов, глобальных декораций — только актер, слово и ситуация. Маленькие подробности на маленькой площадке видно очень хорошо, видна вся правда — она условная, но все-таки правда. Михаил Зощенко, на наш взгляд, автор малой формы — небольшой сцены в силу особенности характеров, интонаций. Экая игровая природа спектакля, зощенковского мира.
Домашняя обстановка
За презентацией премьерного фрагмента наблюдали не только зрители и режиссер, но и худрук Драмтеатра Игорь Лысов. Как и на всех пресс-показах, он расположился чуть в стороне и был вовлечен в театральное действо без остатка.
А после, уже на пресс-конференции, принял участие в обсуждении роли новой постановки и сценического пространства для нее:
Во-первых, театральная труппа должна питаться очень разной пищей. Последние наши спектакли питаются даже разной формой диалога. «Безумная из Шайо» — это достаточно жесткая структура, хотя кажется очень светлой, где ритм, слово, музыка совпадают в единое целое. Спектакль «Сон в летнюю ночь» не менее жесткий. Обязательно нужно давать на сцене и очень свободную, «домашнюю обстановку». Вторично уже то, как зритель к этому относится. Мы воспитываем труппу на разные кухни, это побуждает нас думать о том, что мы играем. Однажды мы сразу договорились, что здесь, в Imaginarium, будем ставить эксперименты — над самим собой вместе с актерами. У нас потрясающая русскоязычная проза 20 века, 21 века. И в этом смысле нам хотелось бы иметь опыт брать прозу и превращать ее в драму. Здесь будет много серьезных авторов (Пелевин, Толстая, Сорокин), которые произвели сильное впечатление и оказали влияние на нашу культуру.
Текст и подтекст
Об отношении к героям рассказов и работе над оригиналом рассказал Алексей Матвеев:
Герои нам очень нравятся, мы над ними смеемся и плачем, нам больно за них, но это мы – вышедшие из этих коммунальных квартир. Когда мы сели читать рассказы, то нам сопутствовали именно наши воспоминания о том, как мы сами жили в «коммуналках». Мы сохранили специфику языка и литературную форму каждого рассказа, при этом не изменяя и слово Зощенко. Актеры — участники беседы, беседы по душам, но в разных ситуациях: в поезде, на базарчике, в коммунальной квартире, у подъезда, во дворе дома. У каждого есть обращение как к соседу, как к случайному попутчику. Зритель становится соучастником в каждом случае.
Спектакль «Родные и нервные», который уже заинтриговал всех гостей пресс-показа, включает в себя рассказы и фельетоны Михаила Зощенко: «Беда», «Узел», «Гости», «Актер», «Тетка Марья рассказала», «Горькая доля», «Веселенькая история», «Брак по расчету», «Аристократка», «Веселая масленица», «Нервные люди», «Живой труп», «Врачевание и психика». Здесь прозвучат крылатые фразы писателя. Подтекст, актуальный тогда, в 20-е годы, не потеряет своей значимости и в будущем – человек ценен сам по себе во все времена. Он родной, пусть и нервный.
Теперь застать все удивительные перевоплощения актеров, стать зрителями таких жизненных историй, удивляться особым деталям – музыке, одежде – могут все желающие. Премьера состоялась!