Мария Севастьянова: Взрослые любят кукол не меньше, чем дети
Рассуждения о роли театра кукол
Актриса театра кукол Мария Севастьянова вот уже 30 лет участвует в главной его миссии – несении людям добра через спектакли, разыгранные куклами. Что такое театр и что из себя представляют его действующие лица – своим взглядом она поделится с нами сегодня.
С чего все начиналось?
В 1986 году по приказу Минкульта (Министерства культуры) СССР в Астрахани был организован театр кукол. Сформировалась труппа. На первых порах специального здания для театра не было, и целых четыре года наш театр работал на территории Астраханского кремля, под покровом церкви.
Первый спектакль, поставленный в театре — «Победители» П. Высоцкого. Это пьеса о детях войны и о том, какой вклад они внесли ради победы: шили одежду, работали на заводах, сеяли и убирали зерно. Три персонажа – дедушка, мальчик Паша и Любушка – рассказывают маленьким зрителям трогательную историю не о стрельбе и оружии, но о патриотизме и отваге. Приуроченный к 9 мая, показ этого спектакля уже в новой редакции идет в театре кукол и сегодня.
В нем приняли участие наши первые куклы, сегодня они хранятся в музее кукол. В процессе их создания перепутали клей, получилось скульптурно, малоподвижно, но актеры всегда найдут выход. В современной постановке эти роли играют уже новые куклы.
Второй спектакль — «Солнечный луч» по пьесе А. Попеску, в которой два персонажа — мышонок и балерина – раскрывают самые важные аспекты жизни: дружба, доброта, поддержка и взаимовыручка.
Любопытно, сколько специалистов работают над созданием куклы?
Это очень сложный процесс. Для начала режиссер выбирает пьесу и приступает к переговорам с художником, который создает эскизы на каждого персонажа и макет сцены с декорациями. Когда они договорились между собой, эскизы и макет принимаются художественным советом и запускаются в работу художественного цеха.
Над созданием куклы работает далеко не один мастер: это художник, швея, художник-бутафор, художник-конструктор… Последний, кстати — Александр Тихонов — работает в нашем театре с самого открытия и по сей день, а кроме того он был автором проекта реконструкции здания, в котором живет наш театр сегодня. Его работа над куклой – это механика. Задача — сделать так, чтобы все работало: двигались ручки, ножки, голова, моргали глазки.
Как же устроена театральная кукла?
Куклы разных спектаклей отличаются друг от друга: система разная, механика, материал, из которого они изготовлены, их костюмы. Они отличаются и размерами, и даже весом. Есть в коллекции театра куклы весом до трех килограммов!
Мысли АстраКульт: Сбылась мечта детства – побыть настоящим кукольником хотя бы пару минут!
Однако мечтая не задумываешься, как это непросто… И со знанием дела могу теперь сказать — держать такую тяжесть на весу, чтобы куклу было видно над театральной ширмой – дело очень трудное. Нелегко оказалось и управлять даже куклой небольшого веса: нужно одну руку постоянно держать приподнятой, согнутой в локте – это очень неудобно с непривычки. При этом ею же нужно успевать управлять механизмами, приводящими в движение глаза и голову моей «подопечной». А другой рукой – управлять ее руками, с помощью специальных тростей. Добавьте к этому списку еще актерскую игру, выразительность и вовлеченность, которые просто необходимы для хорошего спектакля! Да, тут без высочайшего уровня концентрации и таланта просто не обойтись…
Используются ли какие-то материалы со старых спектаклей в новых?
Могут быть использованы разве что только незначительные детали, но куклы… куклы сделаны один раз и навсегда. Они изготовлены исключительно для одной постановки. Каждая кукла индивидуальна, это произведение искусства. Художник вкладывает в нее определенный характер и чувства.
Каково это — быть актером театра кукол?
Я очень люблю свою работу, за все эти долгие годы ни разу не пожалела о том, что стала актрисой театра кукол. Это хорошие годы, счастливые.
Быть актером в какие-то моменты может быть непросто. Вот, к примеру, я невысокого роста, поэтому работаю на котурнах — это специальная обувь на платформе. Конечно, приходится тянуться, чтобы кукла в моей руке была на необходимом уровне. А высоким актерам еще сложнее: весь спектакль они вынуждены проводить в самой неудобной позе – на полусогнутых ногах.
Быть актером театра кукол – значит, иметь мощную энергетику, чтобы суметь привлечь зрителя, удивить его и вести с собой по сказке до самого конца.
О новогодней постановке
В далеком 1992 году, в первом здании, где располагался театр, мы начали работу над спектаклем «Волшебная лампа Аладдина» с системой кукол – классическая марионетка. А премьера и первые представления проходили уже в здании на ул. Фиолетова. В первой постановке актеры управляли куклами с высоты двух метров, стоя на тропе.
В новой редакции — куклы другие, используется открытый приём, актёры находятся уже не на тропе, а рядом, нити стали короче. Учитывая, что актеров не видно (они стоят за ширмой), как и не видно самих нитей, осуществляющих движения кукол, на сцене происходит настоящее волшебство: куклы будто оживают. Они словно сами крутят головой и моргают глазами, ходят, поднимают руки. Это таинство, которое вызывает у зрителей восторг: живые маленькие человечки. Куклы изготовлены из дерева, а сам процесс их создания – это ювелирная работа, требующая много времени и высокого мастерства. Мы целый месяц занимались подвязкой нитей, чтобы было удобно и хорошо управлять куклой.
Как воспринимает современный зритель спектакли с куклами?
Современные дети очень любят кукол. И взрослые ничуть не меньше! Это все только говорят: «Театр кукол для детей…» — Вроде как позиционируя таким образом свою взрослость. А во время представления я наблюдаю за зрительным залом — вот где отдельный театр! Родители, которые привели своих детишек на представление, сами следят за происходящим на сцене, как завороженные.
Мы часто принимаем участие в мероприятиях под открытым небом, выставляем наших кукол и разрешаем их потрогать и попробовать ими управлять. Девочка лет 12 впервые взяла в руки куклу, потом другую, третью. И каждый раз с такой уверенностью их держала и управляла ими, будто делала это каждый день. А один мальчик возвращался трижды ради того, чтобы снова и снова попробовать себя в роли кукловода.
Музей кукол
В этом году в честь 30-летия театра в его стенах открылся удивительный музей – Музей кукол. Здесь представлены не просто экспонаты, а настоящие актеры спектаклей.
Для этих кукол музей – самая настоящая вторая жизнь, ведь, как уже было сказано ранее, свой спектакль они уже отыграли и в другой роли им уже не дадут сыграть. За каждой из кукол — своя история, люди, которые ее создавали и, в конце концов, сама постановка. В музее представлены куклы из спектаклей, уже сошедших со сцены. Бывает так, что постановка с идентичным названием снова появляется в репертуаре, тогда для этого спектакля изготавливаются новые куклы в соответствии с замыслом авторов.
По словам актрисы, музей пополнят эскизы к спектаклям, реквизит и т.д. Сами экспозиции музея будут обновляться, ведь кукол в театре очень много и хочется показать их все, рассказывая про них удивительные истории…