АРТ-трамвай: культурные следы Музея истории города
Расскажем все подробности
В нашем городе может вновь появиться Астраханский трамвай. Проект с таким названием представили в прошлом году сотрудники Музея истории города во главе с Виолеттой Вяльшиной — для участия в федеральном конкурсе «Культурный след». Таким образом было предложено увековечить память о трамвае, некогда курсирующем по улицам нашего города. Инициатива уже вызвала положительные отклики. Но на этом творческие идеи молодой команды не заканчиваются. Сегодня узнаем все подробности у заведующей музеем истории города Виолетты Вяльшиной.
– Как пришла идея сделать своего рода памятник трамваю?
— Начнем с того, что Музей истории города уже давно знакомит астраханцев с историей транспортных средств. У нас на улице Ульяновых есть целая экспозиция, где сосредоточена богатая история трамваев и троллейбусов, на которых передвигались астраханцы. Кстати, первые трамваи появились в Астрахани более 100 лет назад. Потому мы и решили продолжить этот вектор, выйдя за пределы музея. И предложили установить макет трамвая в сквере Ульянова. Место, кстати, было выбрано не случайно — ведь именно там находилось когда-то трамвайное депо, откуда в 1900 году был дан старт трамвайному движению в Астраханской губернии.
Интересный факт
Кстати, история появления этой троллейбусной кабины в Музее истории тоже интересна. Некогда в Астрахани работал музей трамвайно-троллейбусного депо, а после его закрытия все экспонаты были переданы в Астраханский музей-заповедник. Часть из них вошла в экспозицию Музея истории города, а та самая кабина, ставшая сегодня креативной фотозоной, когда-то была кабиной учебной.
Еще больше интересных фактов прямом из музея — в нашем колоритном материале:
– Идея отличная, а как будет выглядеть Астраханский трамвай, согласно вашему проекту?
— Мы погуглили, как вообще должен выглядеть подобного рода памятник. Изучали вопрос на примерах соседних регионов — Волгограда и Саратов. Но поскольку бюджет проекта для участия в конкурсе «Культурный след» предполагал определенную сумму (100 тысяч рублей), решили предложить памятник в упрощенном, но не менее привлекательном варианте — в виде памятной доски.
У нас есть историческая табличка размером 50 на 50 см. Когда на Яблочкова демонтировали трамвайные пути, часть рельс привезли на хранение в наш музей. Скорее всего, они тоже станут частью экспозиции. Кроме того, оказалось, что на Больших Исадах сохранился дореволюционный столб от трамвайных путей. Этот столб – уже история, а потому использовать его для создания памятника трамваю будет не менее актуально.
– Какова судьба проекта сегодня?
— Для начала нас поддержали астраханцы. Мы набрали необходимое число голосов для попадания в финал конкурса. А во время прямой трансляции подведения итогов один из членов жюри отметил астраханский трамвай первым в числе пяти, которые произвели на него впечатление. В результате наш проект не стал победителем, но вошел в число 33-х, которые получат не финансовую поддержку, а информационное сопровождение на разных этапах размещения проекта на краудфандинговой платформе, где уже и будут привлекаться спонсоры для его реализации. Надеюсь, у нас все получится общими усилиями. С марта начнем активно продвигать проект в массы.
– Желаем вам успехов! Но мы знаем, что творческие идеи музея на этом не заканчиваются. Расскажите про ваш интернет-проект.
— Уже несколько месяцев Музей истории города создает публикации на своих страницах в социальных сетях, где мы рассказываем любопытные исторические подробности об улицах и старинных домах Астрахани. К каждой публикации мы тщательно готовимся, ищем старинные фотографии и факты. В реестре Охраны памятников получаем достоверную информацию о том, какого года постройка, кому принадлежала, а после находим человека, который владел этим зданием. В основном, это были купцы, с этим уже легче работать — так проще найти сведения. Проект нашел широкий отклик. В комментариях к публикация астраханцы часто пишут, о каких зданиях или улицах им было бы любопытно узнать. Просят точную дату фотографии указать, например.
Подробности о проекте читайте здесь:
– А как появилась идея снимать видеоролики об истории города?
– Захотелось разнообразить подачу нашей информации. Видеоролики мы делаем самостоятельно, на телефон. Правда, есть и несколько записей, снятых профессионалами: Астрахань-24 и видеооператором Библиотеки им. Шаховского. Кроме того, мы снимаем квесты, с помощью современных приложений редактируем запись, накладываем музыку.
– Кстати о квестах. Расскажите подробнее: как такой формат помогает развитию музея?
— Сейчас квест — популярный вид деятельности у молодежи и подрастающего поколения. Наши квесты рассчитаны на разные группы возрастов – от дошколят до взрослых. У нас не просто развлечения, страшилки, какая-то резня. Да, взрослая аудитория такое любит, но детям история может быть доступна в игровой форме. Можно рассказать историю не только города, но и предметов, которые нас окружают. О том, для чего они раньше служили и как в музее оказались. Играя, ребята что-то узнают новое, уносят с собой информацию.
Новый квест «Назад в прошлое»
История такова: ученый изобрел машину времени, которая перенесла его в Астрахань 19 века. Для того, чтобы суметь выжить в этой среде, он использовал свой опыт, полученный в 21 веке. Теперь он адаптировался к жизни и решает социальные задачи. Это очень увлекательная игра, которая проходится участниками через разнообразные задания на логику. В рамках заданий даже морские узлы вяжем по схемам. Принять участие в квесте могут ребята, начиная с 3 класса, а также подростки.
Подробности и запись по телефону: 51-26-80
– Как приходят идеи?
– Вдохновение нахожу у коллег, отправляясь в командировки в разные города, перенимаю опыт и записываю новые идеи. До этого работала 4 года научным сотрудником в отделе педагогики и туризма в Краеведческом музее и кое-какие из своих идей привнесла в работу на новом месте. Например, новые мастер-классы — они появляются буквально с одного слова! Наша команда может всего за 5 минут обыграть новую идею. Кстати, последний квест родился за 10 минут, а за последующий час сделали необходимую подборку, оставалось материалы найти, и все было готово всего лишь за неделю.