IV стена и Дыхание зала. Немного об актерской философии
В ожидании нового сезона…
В период томительного ожидания нового театрального сезона мы решили посвятить ряд публикаций астраханским актерам, режиссерам и просто творческим людям. Ведь интересными бывают не только их постановки, но и мысли вне сцены…
Сегодня остановимся на необычной театральной терминологии.
«Четвертая стена»
Дмитрий Карыгин, актер Драмтеатра: «Есть такое понятие как «четвёртая стена». Понятно, что актёра окружают три стены, они реальные. А четвёртая – это зал. В театре есть приёмы общения с залом, мы не реагируем на зрителей, но это не значит, что мы их не чувствуем. Кстати, обычно даже на премьеру родных и близких не приглашают, надо приглашать на шестой-седьмой показ, когда спектакль живой, когда ты вжился в роль и во всём уверен, когда сомнений становится меньше».
«Амплитуда актера»
Наталья Антоненко, актриса Драмтеатра: «Амплуа бывает губительным. Был период, когда я часто появлялась на сцене как комедийная актриса. Мне нравится играть комедийные роли, но в определенном возрасте стало в них тесно. Это был единственный случай, когда я подошла к режиссеру и попросила роль иного плана. Использование актера в одном качестве неминуемо ведет к штампам, а штампы в нашей профессии — погибель. Актер сам чувствует, что нельзя засиживаться на ролях одного плана — должна быть амплитуда большая, чтобы про актера сказали: он может играть все».
«Дыхание зала»
Екатерина Спирина, актриса: «Это очень сложно – захватить тем, что мы делаем. Есть такое понятие, как дыхание зала. Когда ты чувствуешь, что зал дышит с тобой в унисон. Это очень трудно объяснить словами, это можно почувствовать. Это энергия, когда идёт такая хорошая волна… По большому счёту, актёры не смотрят в зал. Мы не можем посмотреть: «Ой, он сидит с недовольным лицом, значит, я что-то не то здесь делаю». Хотя, наверное, такое бывает».
«Спектакль сел!»
«Мы естественно волнуемся — особенно, перед премьерными спектаклями, когда всё ещё не устаканилось, когда спектакль не «сел» — я это так называю. Есть сомнения, услышит ли, поймёт ли тебя зритель…»
«Синтетическое искусство»
Андрей Радочинский, режиссер Астраханского ТЮЗа: «Главное, это первое ощущение, которое является импульсом. Хотя слово «Ощущение» тоже не совсем верное. Просто выразить это словами, наверное, невозможно. Если бы все укладывалось в область слов, всё было бы гораздо проще. Выходил бы артист, произносил ряд необходимых, правильных слов и уходи бы со сцены — спектакль длился бы минуты три. Зрители бы благодарно аплодировали и окрылённые уходили по домам. Но всё куда сложнее… Поэтому театр – искусство синтетическое».
«Поцелованная роль»
Екатерина Сиротина, актриса Драмтеатра: «Целуя роль, я показываю своё отношение к ней: мол, я тебя люблю, у нас всё должно получиться, мы сможем. Детский сад, конечно, понимаю (смеётся). Но для меня роль как живой организм».