…Что же ты сидишь – погляди, ты, чай, горишь
Впечатления от спектакля «Дубровский»
Не так давно в Астраханском театре юного зрителя состоялась премьера трагифарса «Дубровский», режиссером которого стала выпускница ГИТИСа Ксения Самодурова. Для меня такой формат спектакля был совершенно новым. Я даже не решаюсь подобрать эпитеты, чтобы передать стиль постановки и ее задумку. Одно можно сказать точно: она оставила после себя яркие и неоднозначные впечатления.
«Дубровский» Самодуровой – нестандартный взгляд на героя Пушкина и роман в целом. Не могу сказать, согласна я с ним или нет, но Ксении удалось преподнести Владимира в исполнении Ивана Быкова бунтарем. Она показала другую сторону Дубровского, его тайные страхи и помыслы. Я бы даже сказала, режиссёр приоткрыла завесу загадочной личности главного героя, дав зрителю пищу для размышления и возможность пересмотреть затверженное со школы отношение к этому персонажу.
Сюжет почти полностью совпадает с романом, но стоит отметить, что в истории, увиденной на сцене, я не испытала к Дубровскому жалости – в отличие от книги. В спектакле это не убитый горем человек, потерявший отца.
Быков показал своего персонажа сильной личностью, которой не нужно жалости со стороны окружения, которая хочет и готова идти к своей цели до победного конца. Он сжигает не только родной дом, но и себя – жаждой мести. В этом плане мне также показалась интересной сцена передачи пиджака от старшего Дубровского младшему. Вообще, вся эта линия с пиджаками, на мой взгляд, очень нетривиальное решение.
Помимо Ивана Быкова, конечно, выделяются и другие актеры. Так, я открыла для себя Ольгу Павленко (Маша Троекурова), которая, как мне показалась, идеально вписывалась в настроение всей постановки, добавляя в нее изящного сумасшествия и игривого кокетства. За развитием ее персонажа было интересно наблюдать, ведь в исполнении Ольги это более живая и чувственная девушка, нежели книжная Маша.
Кирилу Петровича отлично сыграл Евгений Зворыкин. Его насмешливый бас смог передать характер и самобытность героя.
Выгодной чертой спектакля стала яркость. Световое решение создало нужную атмосферу, благодаря которой легче было понять замысел автора. Дымовые эффекты добавляли загадочности, а дерево из табуреток понравилось мне за простоту и оригинальность.
В целом чувствуется стремление режиссера показать именно свою, авторскую, интерпретацию произведения. Это выразилось в том числе и в выборе музыкального сопровождения, которое навеяло мне мысли о чем-то безумном, и в использовании народных песен.
По моему мнению, «Дубровский» оказался для молодого режиссёра вполне удачным и достойным дебютом. Надеюсь, мне удастся увидеть и другие работы Ксении на астраханской сцене.