День в театре. За гранью астраханской сцены
Увидим то, что скрыто…
Один из самых любимых наших праздников — безусловно, Всемирный день театра! Во-первых, потому что Мы театралы! А во-вторых, потому что в этот день театр любят еще сильнее, интересуются им еще больше и читают наши публикации с двойной энергией. Чем не повод представить миру новый материал? Вот мы командой AstraKult немного пофантазировали и представили: а какой он — самый лучший День в театре?
Начнем наш день с фасада. Да-да, полюбуемся еще раз на эту театральную красоту.
По праву, астраханские театры считаются одними из самых красивых зданий в нашем городе. Анна Кочергина в нашем самом любвеобильном материале об Астрахани вспоминает:
Драмтеатр я считаю самым красивым зданием в городе. Часто прихожу в него даже не ради спектаклей, а просто чтобы полюбоваться интерьером. Это у меня, видимо, в крови – ещё от бабушки, которая любила здесь бывать. Мама помнит, как однажды та вернулась из театра, захлёбываясь слезами: давали «Без вины виноватых» Островского. Вообще, публика тогда была нежнее и чувствительнее, что ли. Во время спектаклей на улице даже дежурила скорая: кому-то из зрителей в приступе эмпатии могло сделаться плохо с сердцем.
Инициатором строительства в Астрахани этого здания стал крупный рыбопромышленник и меценат Николай Плотников. Он ездил по Европе и знакомился с лучшими театрами, чтобы перенять полезный опыт. 1 октября 1883 года состоялось освещение и открытие Драмтеатра по его нынешнему адресу: улица Советская, 28. С тех пор театр ведет свою новую жизнь, ставя в год по несколько новых спектаклей.
Кстати, о спектаклях. Сегодня мы посмотрим на них не с точки зрения окончательного результата с овациями публики, а отойдя на 10 шагов назад. Именно тогда рождается режиссерская задумка. А что же будет дальше…
В голове у режиссера
Чтобы проследить тернистый путь режиссера от самой задумки спектакля до ее реализации, мы отправились к Алексею Матвееву. Режиссер Астраханского драмтеатра и главный постановщик «Имаджинариума» поделился с нами (и с вами) своими секретами:
Десять шагов к премьере. Секреты мастерства от Алексея Матвеева
Например…
В среднем, два месяца уходит на всю подготовку, чтобы уже выйти на зрителя и представить спектакль. На самом деле, это длинный путь, который режиссер проходит вместе с актерским составом. Репетиции идут по 3 часа, у нас около 40 репетиционных точек на первый акт и столько же – на второй. А всего перед постановкой проводится около 80 репетиций.
Режиссер ТЮЗа Андрей Радочинский занимает свое почетное место в зрительном зале. Отсюда легко наблюдать за процессом. Так было и во времена подготовки к спектаклю «Каштанка», который очень полюбился публике:
Когда я перечитывал «Каштанку» (которая, кстати, не была моей любимой книгой детства), то испытал какое-то абсолютно новое ощущение. Оно похоже на то, как вы просыпаетесь и не можете вспомнить свой сон, но ощущение от него осталось ярким и очень сложно выразимым. И именно это ощущение от прочитанного мне и захотелось воссоздать на сцене. И это не уникальная ситуация.
Все спектакли так и создаются, по крайней мере, у меня — из возникшего ощущения, которое ты пытаешься визуально, вербально, как угодно, но обязательно воссоздать. Не от желания выразить определенную идею, раскрыть определённую тему — это всё важно и это всё будет, но потом…
Подготовка к действию
А в этот момент художники пребывают в поисках вдохновения… В свои декорации они должны вложить не только душу, но и всю философию спектакля.
В театре кукол подготовка идет не менее основательная, начиная с каждой куклы и заканчивая сложными декорациями. К примеру, для создания декораций к спектаклю «Дюймовочка» было потрачено около 40 кг клея ПВА и 80 кв. м. мешковины, а для спектакля по легендам Астраханского края «Тайна белого лотоса» была создана конструкция из 42 зонтов с подсветкой!
Еще больше цифр из мира театра — в нашем материале:
А еще приятно в такой день увидеть актеров в роли самих себя, пока они пребывают в своих гримерках наедине со своими мыслями…
Размышления в театре
Наталья Антоненко размышляет о профессии — в том числе, о губительности амплуа:
Амплуа бывает губительным. Был период, когда я часто появлялась на сцене как комедийная актриса. Мне нравится играть комедийные роли, но в определенном возрасте стало в них тесно. Это был единственный случай, когда я подошла к режиссеру и попросила роль иного плана. Использование актера в одном качестве неминуемо ведет к штампам, а штампы в нашей профессии — погибель. Актер сам чувствует, что нельзя засиживаться на ролях одного плана — должна быть амплитуда большая, чтобы про актера сказали: он может играть все.
Театральные термины
«Спектакль сел!», — так говорит актриса Драмтеатра Екатерина Спирина. Получается так не сразу…
Мы, естественно, волнуемся — особенно, перед премьерными спектаклями, когда всё ещё не устаканилось, когда спектакль не «сел» — я это так называю. Есть сомнения, услышит ли, поймёт ли тебя зритель…
Театральные приметы
Екатерина Сиротина показывает нам поцелованную роль (ее мы увидели позднее в спектакле «Три сестры»):
Целуя роль, я показываю своё отношение к ней: мол, я тебя люблю, у нас всё должно получиться, мы сможем. Детский сад, конечно, понимаю (смеётся). Но для меня роль как живой организм.
Выходя из гримерных и наговоришься вдоволь с самыми творческими, можно отправиться в путешествие по театральным арт-пространствам… Например, в Театре оперы и балета.
Помимо сцены…
В театр можно прийти не только ради спектакля, но и ради невероятной красоты вокруг. Однажды мы прогулялись по залам Театра оперы и балета и делимся невероятными впечатлениями с вами:
А началась наша необычная экскурсия с прогулки по белому лабиринту — здесь все оформлено в барочном стиле. Не успели мы опомниться от такой красоты, как уже оказались в саду Людовика XIV, называемого «Король-солнце». Вокруг нас спелые мандарины, волшебные цветы, черные вороны и даже статуи! Но это далеко не самые обычные скульптуры…
Театральные экспонаты заслуживает не меньшего внимания, чем постановки. Смелое утверждение, но почему бы и нет. Тем более, что музей в театре — это не миф, а приятная реальность.
Музей в театре
А еще это просторная комната, в которой отыгравшим свое спектаклям придаются новые смыслы. Сегодня мы увидим собственными глазами собрание необычных предметов — не исторических, но сказочных.
Музей драматического театра расположился в фойе на 2 этаже. Здесь можно увидеть уникальные предметы. Например, старинный наряд, созданный, подумать только, в конце XIX века!
Куклы-экспонаты
Очень интересно и в музее Театра кукол. Его экспонаты ранее выступали на сцене, а теперь вышли на заслуженный отдых, чтобы продолжать радовать детвору. О самих куклах и о представителях самой кукольной профессии нам рассказала замечательная актриса Мария Севастьянова:
Куклы разных спектаклей отличаются друг от друга: система разная, механика, материал, из которого они изготовлены, их костюмы. Они отличаются и размерами, и даже весом. Есть в коллекции театра куклы весом до трех килограммов!
Мария Севастьянова: Взрослые любят кукол не меньше, чем дети
Вот такой удивительный день мы провели в астраханских театрах — там, где живет искусство, где царит особая атмосфера и живут талантливые люди. Будьте с театром каждый день!