Долгожители ТЮЗа, или наши Страсти по Торчалову
Расскажем про легендарную постановку
Его называют «Спектакль-легенда». Он идет, подумать только, 16-й сезон кряду, и непременно при заполненных рядах. И уже второй год юные и далеко не такие зрители приходят сюда, чтобы увидеть в главной роли худрука ТЮЗа Сергея Тараскина. Играющий в этой постановке с первого ее дня, он оставил любимой публике такую уникальную возможность.
Хотя как только Сергей Владимирович выходит на сцену, перед нами вовсе не художественный руководитель, и вовсе не заслуженный артист России, и не просто актер даже — перед нами… Павел Максимович Торчалов, видный политический деятель (реформы, реформы…). Человек, который запутался в своей жизни или слишком увлекся плаванием по течению. Скорее, всё вместе. У него было, казалось, всё: семья, положение, деньги… Но оказалось, не было самого главного: простого человеческого счастья… или, скорее, «собачьего»!
Как часто случается, понимает это человек слишком поздно, когда оказывается уже по Ту сторону. Когда он, может, и не человек уже вовсе, а обитатель сомнительной «тюрьмы», где не менее странные постояльцы ходят в спецодежде с порядковыми номерами. Для выхода из замкнутого круга новых жизней (одна хуже другой), всего-то и требуется, что вспомнить свой главный грех. Но разве ж их упомнить, да и разве все свои грехи мы воспринимаем таковыми… Философия этих «Страстей» заставляет копаться не только в происходящем на сцене, но и в зарождающемся где-то внутри тебя. Ведь все мы люди и можем оказаться на том самом месте — по крайней мере, по задуманному сценарию.
С каждой новой минутой героям начинаешь верить всё больше: слушать, смеяться, но более всего — сочувствовать. Оттого, с каждый выпархом ангела (он забирает вспомнивших героев куда-то в свет) по залу проносился непередаваемый трепет и облегчение. Аплодисментами даже рука не поднимается это назвать. Но Торчалов по-прежнему с нами — правда, он уходит все глубже в себя, вспоминая прожитое, понимая, что все было далеко до идеала, которым он казался окружающим.
А еще, в памяти его все отчетливее проявляется давняя история с молодой девушкой — его самой чистой любовью. С которой могло получиться что-то настоящее, но не получилось… Где она сейчас? Что с ней?
И разве мог он подумать, что она совсем рядом — здесь, по Ту сторону. И она уже совсем не Та… Сцена их встречи — одна из самых сильных, эмоциональных, драматических во всем спектакле. Каждое слово и жест — попадание в сердце. Последний поцелуй (вовсе не тот, о котором здесь можно подумать) «добивает» зрителей окончательно. Все эти чувства: боли, обиды, разочарования и прощения, наконец — пролетели по залу безумным вихрем.
Но не только в Торчалове дело. Здесь затрагиваются и другие проблемы — например, поколения отцов и детей, между которыми пропасть 90-х.
Хочется, прежде всего, отметить сыгранный актерский ансамбль, режиссуру Сергея Мартемьянова и минимализм в декорациях, который дает максимум возможностей для мысли и восприятия. И для внутреннего переворота, который позволит выйти из зала и увидеть иной мир вокруг, где мелочи больше не будут казаться мелочами, а для счастья потребуется самая малость, на которую нужно просто решиться.
http://astrakult.ru/teatralnaya-afisha-spektakli-kotorye-nado-uvidet/
Немного фактов
«Страсти по Торчалову» – это трагикомедия, состоящая из двух действий, подытоженных эпилогом. Она была создана Никитой Вороновым в один из смутных периодов времени для нашей страны – в девяностые годы двадцатого столетия, когда от одного режима страна переходила к другому, и многие не могли найти себя в этом мире. … Сюда попадает всякий, кто отбыл из мира живых, но далеко не всякий тут же проходит дальше, вне зависимости от того, кем он был раньше и какие заслуги или чины за ним.
Авторы и постановщики:
Драматург: Н. Воронов
Режиссёр и сценограф:
С. Мартемьянов (нар. арт. России)
Действующие лица и исполнители:
Торчалов Павел Максимович — С. Тараскин (засл. арт. России)
Кушкин Семён Захарович, Кушкин Евгений Семёнович — С. Мартемьянов (нар. арт. России)
Пыжов Сашка — Д. Юницкий
Лиза — Е. Чуйкина, Ф. Мартемьянова
Римма — Е. Фоменко, В. Яхтина
Стёпа, милиционер — М. Сабитов, Е.Пшеничный
Существо в белом — Н. Захарова