Драма с собачкой: ищем чеховские следы в Астрахани
Преимущественно театральные
29 января 1860 года родился Антон Чехов. В честь 160-летия не побоимся этого слова гения мы начинаем «Игры в классиков» — а именно, отправляемся на поиски чеховских следов в нашем городе.
Бывал ли когда-нибудь в Астрахани Антон Павлович? История об этом умалчивает. Но имя его очень уважаемо в нашем городе. Сегодня постараемся привести несколько тому примеров. Чайки, парящие над водой в честь писателя — в наш список не войдут (а жаль). Но для начала обратимся к другому произведению мастера…
ДАМА С СОБАЧКОЙ
Чеховская героиня стала неотъемлемой частью нашего города летом 2012 года. Изящная и грациозная Дама с собачкой любила прогуливаться по Ялтинской набережной и с грустью смотреть на водную гладь. Спустя 120 лет по сути ничего не изменилось, только в нашем случае Ялтинская набережная сменилась Астраханской, а Черное море стало Волгой. Таким неожиданным образом память о Чехове воплотилась в бронзовом образе его героини.
К столетию писателя, в 1960 году, режиссер Иосиф Хейфиц снял художественный фильм «Дама с собачкой», где в роли прекрасной чеховской незнакомки предстала талантливая и загадочная Ия Саввина.
ЖИВАЯ УЛИЦА ЧЕХОВА
Еще одним доказательством нашей любви к писателю является наличие в Астрахани целой улицы его имени. Библиотека для молодежи имени Шаховского посвятила ей интересный театрализованный ролик в рамках проекта «Живые улицы». Советуем посмотреть — сразу же окунетесь в атмосферу любви и романтики того времени.
КАШТАНОВЫЕ ЧУДЕСА — НА ЯЗЫКЕ ЧЕХОВА
Это тот случай, когда мы вряд ли рассчитывали поразиться настолько, но старая добрая Каштанка предстает перед зрителем Астраханского ТЮЗа в каком-то невероятном обличии. То ли это гениальный спектакль, то ли волшебный сон, который окутывает своими чарами от начала до конца действия. Он был искусно соткан из всевозможных движений и интонаций в полупрозрачное полотно, которое обволакивало своим теплом.
Автор инсценировки и режиссер Андрей Радочинский бережно отнесся к Чеховскому тексту и нестандартно к Театральной постановке — наверное, именно в этом секрет успеха.
ЧЕХОВ В ДРАМЕ
«ЧАЙКА»
«Пишу пьесу <<…>> Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви». Так Чехов рассказывал в письме Суворину про свою «Чайку». Почти 130 лет минуло с тех пор, а эти 80 килограммов высочайшего чувства по-прежнему актуальны. Что вновь доказывает нам Астраханский драмтеатр — новые формы и эксперименты представил на Большой сцене Александр Огарев.
Астраханская версия знаменитой пьесы — это путешествие по различным формам театра и различным формам любви. И девизом такого путешествия могла бы стать фраза одного из героев пьесы — Сорина: «Без театра нельзя»…
На сцене в параллели друг с другом разворачиваются несколько историй, дополняющих и разделяющих пересечения судьбы. Надежда и крик любви – пять пудов, связавших таких разных людей. Постановка воздушна и болезненно красива. Это история путешествия душ через любовь, несовпадения и боль – путешествии к апокалипсису.
«ТРИ СЕСТРЫ»
Чехов всегда актуален, а его произведения всегда удивительны. Еще раз убедились в этом, посмотрев в Астраханском драмтеатре постановку Алексея Матвеева «Три сестры». Это самый сложный автор и его самая сложная пьеса для меня лично» — признался режиссер спектакля Алексей Матвеев.Может, именно поэтому каждый эпизод был наполнен психологизмом и заставляет задуматься. Чувствуется проделанная работа над каждым словом, движением, жестом и взглядом.
«ОГОНЬ СТРАСТЕЙ ЖЕЛАННЫХ»
Это спектакль на основе «маленьких» комедий большого драматурга. Как часто простому семейному счастью мешают наше упрямство, нетерпимость… Как часто любящие люди не могут установить некий компромисс, необходимый для семейного счастья. Великий Чехов, а вместе с ним артисты театра в комедийной, водевильной форме иронизирует в озорном веселом спектакле на серьезную тему.