Екатерина Спирина: «На сцене я такая, какая есть!»
Актриса драмтеатра – в интервью AstraKult
На днях одна из самых ярких актрис Астраханской Драмы Екатерина Спирина отпраздновала свой юбилей. И это стало для нас прекрасным поводом отправиться в театральное закулисье, чтобы встретиться с нашей героиней и поговорить по душам.
– Зачастую юбилей становится важным этапом – тем более для творческого человека. Подводите сегодня некие итоги?
— Если говорить об актерской профессии – думаю, не мне судить о том, чего я достигла на сегодняшний день. Вообще это долгий процесс, и я не стесняюсь говорить о том, что еще многого не знаю и не умею. Я буду в этом процессе находиться еще долгое время. Да, какой-то определенный этап уже пройден: я сыграла достаточно много интересных ролей, поработала с разными режиссёрами. Среди них были замечательные мастера, которые мне много дали. Я поняла, что от любого режиссера можно взять что-то полезное и вырасти в профессиональном плане. Каждый внес свой вклад в мою актерскую копилку. Сегодня я, конечно, жду новых ролей. Но события не тороплю — это как карта ляжет.
Кстати, о картах. Совсем недавно Екатерина Спирина сыграла… Колоду карт! в новой постановке Игоря Лысова «Игроки»
– Какой из сыгранных образов особенно запал вам в душу?
— Есть несколько этапных ролей, которые мне дороги особенно. Я сразу начала с высокой планки – шекспировской Джульетты. Конечно, соприкоснувшись с таким материалом, пришлось много работать над собой — это был большой и ценный опыт, за что я благодарна судьбе. Моя работа на астраханской сцене началась с Набокова и его «Камеры обскура». И хоть шел он уже давно, я знаю многих зрителей, кому он запомнился. Сущность моей героини в этом спектакле понять и принять было трудно, но именно такие роли, «на сопротивление», и становятся особенно дороги. Помимо этого, вспоминаются «Безымянная звезда», «Последняя жертва», «Все в саду», «Доходное место», «Дядюшкин сон» — я очень любила эти спектакли.
– А есть роль, к которой вы стремитесь до сих пор?
— Не могу ответить, какую бы роль хотела сыграть. Может, это вообще будет эпизод. В моей практике бывало, что эпизод получался даже интереснее, чем заглавная роль. При этом его сыграть гораздо сложнее, да и запомниться такой ролью труднее, чем сыграть большую роль с развитием, с некой историей. В нашем театре много спектаклей, где есть яркие эпизоды. Здесь и проявляется твое мастерство: насколько ты можешь сработать четко, ярко, чтобы остаться в памяти зрителя.
– Как в целом проходит подготовка к спектаклю?
— По-разному бывает. Спектакль может сложиться за месяц, а можно полгода репетировать. Если какое-то решение найдено, ключик к этому персонажу –тогда все может сложиться на раз. Действие встает на рельсы. А бывает, пробуется и так, и эдак –и не нащупывается все равно. Это активная работа актера с режиссером, поиск. Все зависит от контекста — здесь нет рецепта, творчество вообще очень условно. Нужно довериться режиссеру, даже если есть внутренний протест. Важно понимать, что он видит не одну твою роль, а весь спектакль, все роли, и нужно пойти за ним.
– Как вы учите роль? Есть здесь свои секреты?
— Специально текст я не учу — он запоминается в процессе репетиций.
– А как относитесь к экспериментам в театре?
— Когда они происходят в пределах разумного, и есть четкое обоснование, почему именно так, почему классику нужно перевернуть с ног на голову – я пойму и смогу работать. Я много смотрю спектаклей современных режиссеров. Не со всем согласна, но не могу не восхититься фантазией. В эксперименте можно найти что-то очень острое и актуальное. Главное, чтобы это цепляло и заставляло зрителя задуматься – вот, пожалуй, главный критерий.
– Астраханский драмтеатр – не первый в вашей жизни. Расскажете об этом?
— Да, Астрахань — это уже третий город в моей актерской судьбе. Я училась в Саратове и первые свои спектакли сыграла там. Служила в Костромском театре 5 лет. А теперь я актриса Астраханского драмтеатра. Не могу сидеть на одном месте долго, я всегда должна куда-то двигаться, что-то новое для себя открывать. Но я не стараюсь куда-то уехать специально – я, как рыба, плыву по течению: если что-то свалится, я всегда готова сорваться. Очень люблю поездки на гастроли, фестивали, лаборатории.
– Ваша дочка, наверное, пересмотрела все Ваши спектакли?
— Она выросла в театре, все спектакли мои видела. Но для театрального ребенка она все же не так горела театром. Хотя, видимо, актерские гены взяли свое — поступила в этом году в театральный институт. Дочь всегда была для меня поддержкой, и одновременно критиком: она никогда не говорила, как это здорово, а высказывала свое честное мнение. И я это очень ценю. Близкие люди иногда скажут то, чего не скажет никто. Родители и супруг (актер драмтеатра Дмитрий Карыгин – прим.) также помогают в этом. У нас особые отношения, мы стараемся не хвалить, а анализировать, советовать.
– Вы читаете в свободное время, смотрите кино?
— Я много читаю, не только художественную, но и профессиональную литературу. Это необходимо, я стараюсь следить за современными тенденциями в области театра, театральной педагогики. Читаю очень быстро и много. Но не фантастику или романы, а исследования человеческой психологии. В кино также любимый жанр – психологический.
– А хотели бы стать киноактрисой?
— Конечно, хотела бы! (смеется). Но пока не складывается: провинциальным актерам с этим сложно. Кино – это отдельная жизнь, мечта…
– Становитесь ли вы другим человеком на сцене?
— На сцене я такая, какая есть. В спектакле, в роли другого человека – там все равно я, просто в непривычных жизненных обстоятельствах. Да, это образ, но все равно с моими реакциями, моими эмоциями. А вот в жизни стараюсь не надевать маску: тут я разграничиваю жизнь и сцену. Люблю быть собой.
– Что вы любите больше всего в своей профессии?
— Наверное, возможность что-то сказать зрителю, чем-то поделиться, донести что-то, что знаю я. Это прямая связь с ним, и для меня всегда очень важно эту ниточку поймать.
– А какие главные постулаты актера, на ваш взгляд?
— Немного банально: нести свой крест и веровать. Думать о призвании и не бояться жизни. Любить искусство в себе.
– Помимо актерской жизни, Вы еще занимаетесь педагогической деятельностью – как это изменило вашу жизнь?
— Да, вот уже 9 лет я преподаю, и очень полюбила это ремесло. Хотя, если бы мне лет 20 назад сказали об этом, я бы только посмеялась в ответ. Всегда считала, что это дело тяжелое и неблагодарное – на собственном студенческом опыте, а также глядя на свою маму, она тоже преподаватель. Но когда наш предыдущий руководитель Станислав Таюшев предложил мне поработать на первом курсе актерского отделения, который драмтеатр тогда набрал в Астраханском колледже культуры, я сначала сомневалась, а потом решила попробовать. Да, я не понаслышке знаю, как это тяжело — тратить силы, нервы, отдавать и не всегда получать в ответ. Но когда такой обмен случается – это бесценно. И ты можешь быть безумно горд за успехи своих учеников — это меня и зацепило. Я хочу, чтобы они росли, делали то, что я не могу. Моя задача – направить их, поделиться опытом: хорошим, плохим – все имеет смысл. Эта деятельность стала для меня большой и важной вехой в моей творческой жизни.
– Какие напутствия Вы говорите своим студентам?
— Фразу, которую я сама поняла не сразу, а спустя годы после того, как услышала. Принадлежит она Станиславскому: «Любить нужно не себя в искусстве, а искусство в себе». Я пытаюсь разбудить в студентах творческую природу. Всегда говорю им: верьте в себя, нащупайте дорожку, по которой вы твердо пойдете. Где-то есть ваше место под солнцем, и оно вас ждет.