Фэнтези в Астрахани, или Творчество объединяет!
Ирина Букоткина – о необычной книге
Вот он, творческий синтез в действии! Астраханская писательница Юлия Дьячкова и астраханская художница Ирина Букоткина объединились для создания удивительной книги с прекрасными иллюстрациями.
«Компас и Трон магов». Такую добрую и красивую книгу будет приятно почитать, да и просто подержать в руках всем, от мала до велика. На днях мы встретились с автором иллюстраций Ириной Букоткиной, чтобы разузнать у нее все подробности. А заодно полистать заветное издание и увидеть большие оригиналы сказочных рисунков.
Вначале была встреча…
— Нас с Юлией Дьячковой познакомили общие друзья: Роман и Олеся Беккуловы — известные астраханские барды. Юля пришла ко мне на мастер-класс по батику, который проходил в музее культуры Астрахани. Ей очень понравился сам процесс, да и мы быстро нашли общий язык. И вот она предложила проиллюстрировать ее детскую книжку под названием «Компас и Трон магов». К слову, написано замечательно! В ней практически нет отрицательных героев, нет жестокости, возникшая ситуация решается бесконфликтно. Очень похоже на мультики известного японского режиссёра-аниматора Хаяо Миядзаки, в которых герой все решает путем мирных переговоров. Мне кажется, что сегодня очень нужно воспитывать в детях умение договариваться друг с другом. Книжка хоть и детская, но будет интересна не только ребенку. Я ее с удовольствием читала, с удовольствием ее слушали мои дети 4 и 7 лет, читали «запоем» знакомые старшеклассники.
Детская история иногда заставляет задуматься о некоторых вещах, которые вроде бы на поверхности, но взрослые о них уже забыли. Можно бесконечно удивляться количеству новых решений, которые нам дает детская литература!
АК: Как раз об этом нам рассказала Марина Смирнова, президент фонда «Живая классика», литературовед — и даже привела в пример список литературы для особых случаев.
Как рождались образы…
— Не могу сказать, что было легко работать. Мы договорились с автором, что я буду рисовать иллюстрации к каждой главе. Остановилась на технике «батик», хотя обычно книги в этой технике не иллюстрируют, но мне нравится яркость цвета и то, какими интересными получаются иллюстрации, зависящие именно от техники исполнения.
Я люблю две техники – пастель и батик. Пастель обожаю, потому что между художником и полотном нет посредника – кисточки, ты работаешь пальцем. Мне кажется, это какой-то интимный процесс, при котором ты уходишь в некое трансовое состояние, забываешь обо всем…
Едва я прочитала книжку, как в голове возникли картинки и перешли на шелк сразу, без эскиза. Первые пять глав были проиллюстрированы на одном дыхании, уже спустя месяц нашего знакомства. Хотя некоторые главы приходилось перечитывать по несколько раз, переписывать в блокнот основные моменты, действующих персонажей…
Помню, в детстве ты смотришь книгу, по произведению герой — блондин, а на странице с иллюстрацией он изображен брюнетом – возникало чувство недоумения, а порой даже разочарования. Чтобы избежать этого в своей работе, приходилось выверять в ходе всей книжки описания героев.
Изучала, какие элементы могут попасть в изображение, каково настроение главы и только потом составляла схематический набросок на бумаге, а уже чистовик сразу рисовала на шелке. Работа над иллюстрациями оказалась серьёзным трудом, которая началась в сентябре прошлого года, а завершилась к середине февраля нынешнего.
– Сколько времени уходило на одну картину?
— По-разному. Если она в воображении уже существует как сложившийся образ, то на полотне готова буквально за один вечер — как две обложки к книге.
– Где кипела творческая жизнь?
— Мастерская находится прямо у меня дома, вместо зала — у детей есть место поиграть где-то между мамиными красками. А их много: краски для работу по шелку (для батика), несколько видов пастели, краски по стеклу, плюс рейки, из которых делаются подрамники, разных видов шелк, хранящийся в коробочках… У меня есть друзья — Азербайджанский деловой центр, мои готовые работы и мастер-классы я провожу у них, в творческой гостиной. Иногда я и сама там работаю, если дома многолюдно. А мои дети стремятся участвовать в моем творчестве. Иногда настолько «помогают», что хочется плакать. Активнее «помогает» дочь, сын уважительнее относится. Пока работаю дома, обязательно зайдут и скажут, красиво или нет. Рвутся покрасить, приходится убедительно отговаривать.
АК: Кстати, Ирина поделилась с нами историей о том, что ее младшая дочка в свои 4 года уже с гордостью называет себя художником, а старший сын занимается в художественном кружке при садике. Мама не помогает ни словом, ни делом — все свои работы, включая дипломные, юный художник выполняет самостоятельно. Ирина считает:
— Не надо сбивать ребенка своими наставлениями — у него свое видение.
– Как рождалась фантазия?
— Для первой главы, где описываются два мальчика и два мира, добавлять ничего даже не потребовалось. На картине с одной стороны двери мальчик в современном мире сидит на лестничной площадке и играет компасом, с другой стороны двери мальчик, выросший в книжках, старинных фолиантах — в сказочном мире. Юля хорошо описывает мир и выдумывать сверх этого даже не было необходимости.
Значимость книги
— У нас не так много астраханцев, пишущих в жанре фэнтези. Книга действительно качественная, она о дружбе. И нельзя сказать, что она только для астраханцев. Потому что дружба — понятие вне времени и территории. Она о взаимопомощи, возможности смотреть на мир под разным углом. Мальчик из нашего времени попадает в параллельно существующий мир, история не имеет привязки к нашему городу. На обложке я поместила именно открытую книгу, в ней пейзаж, сказочные страны, горы… И над всем этим летящий мальчик. Книга вмещает в себя целые миры, она богаче всяких дополненных реальностей, ведь воображение человека безгранично: ты сам добавляешь в прочитанное свои фантазии.
Когда читаешь книгу, весь мир достраиваешь сам, мне кажется от этого он становится богаче.
Тираж книги был очень маленьким — пополам с автором мы издали 20 штук, для подарков близким людям. Сейчас ищем спонсора для большего тиража, чтобы сделать книгу более доступной и в ценовом плане. Она есть в электронном виде, но без иллюстраций.
– Ваш выбор: книга бумажная или электронная?
— Бумажная, конечно! Я так и не смогла начать читать электронные книги. Сейчас из-за степени занятости перешла на аудиокниги, но бумажная книга – несравнимое удовольствие. Это запах книги, ощущение материальности в руках. У меня большая коллекция книг по художникам, множество альбомов. И я считаю, что когда листаешь такие книги, этот ряд картинок, созданных в воображении, остается в памяти.
Наталья Соболева