Герои русской классической литературы в современной жизни
Взгляд астраханских студентов
«Влюбиться в русскую литературу» — конкурс с таким названием прошел в Астраханском государственном университете. Открыть классические произведения с новой стороны попытались астраханские школьники и студенты. С помощью современного и творческого подхода многие из них зазвучали по-новому — в формате фотографий, букктрейлеров и эссе. В числе лауреатов оказалась Диана Мусаева, которая перенесла гоголевских «плюшкиных» и «маниловых» в современные реалии. Посмотрим, что из этого получилось.
Русская классика изобилует героями, которые встречаются нам из века в век и из года в год. Они абсолютно разные: хорошие и плохие, те, на кого мы хотим стать похожими в жизни, и те, кого мы презираем, – все они встречаются на нашем пути практически каждый день.
Вы, наверное, сразу подумаете о тех персонажах, чьи характерные черты – это честь, доблесть, целомудрие, доброта, милосердие и сострадание…
Но… Таких не стало и в литературе, конечно, с того момента, как ее захватил реализм. У остальных были свои недостатки. Согласитесь, Печорин – парень «не подарок», в Лариной любовь к себе и гордость перебороли любовь к Онегину, нужно было только повзрослеть, даже, казалось бы, самый безобидный Герасим, утопил свою собачонку. Идеалов в жизни не встретишь, поэтому я хочу поговорить о героях своего любимого произведения, о жадных, черствых и жестоких негодяях, которые во всем ищут только свою выгоду.
Итак, Николай Васильевич Гоголь и его мертвые души.
Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин… эти имена давно уже стали нарицательными в нашем современном обществе. Давайте пофантазируем, кем бы они были в наши времена.
Шоумены, телеведущие, модели, актеры молодежных сериалов – все, чья «профессия» предполагает достижения пика карьеры в сравнительно молодом возрасте – своего рода Маниловы. Они обычно достигают каких-то высот в юности, к ним приходит мгновение славы, они популярны, но потом все это заканчивается. Всю оставшуюся жизнь они проводят в мечтах о былом, не имея возможности выбраться из своих грез, они ведут пустую и пошлую жизнь, бесцельно проводя время. Вспомните Манилова, в его образе запечатлен тип праздного, мечтателя, “романтического” бездельника, он пошл и пуст, реальных духовных интересов у него нет. Его хозяйство находится в упадке, зато «в его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года».
Образ накопительницы Коробочки лишен тех «привлекательных» черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип — «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые… набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов». В наше время этим мешочком может стать банковская карта, ну а Коробочкой – любая современная наследница большого бизнеса, или выпускница ПТУ по направлению «парикмахерское дело» или на худой конец «маникюр», которая умеет работать руками, держать свое «хозяйство» в надлежащем виде, но при этом не способная на что-то большее.
Все Ноздревы – заядлые тусовщики, смысл жизни которых заключается в ночных клубах, азарте и в горячительных напитках. Образ жизни лихого кутилы Ноздрева в 21 веке не поменялся. Гоголь пишет: «Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане».
Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению: сравнивает помещика с медведем. Кого можно сравнить с медведем в наше время? На ум сразу приходит образ, навеянный лихими девяностыми. Бандиты, увешанные когда-то золотыми цепями по моде, теперь восседают в кожаных креслах в роли депутатов или больших начальников. Чем вам не Собакевичи? Собакевичу присуща некоторая хозяйственная жилка: он не разоряет собственных крепостных, добивается порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян.
Плюшкин. Пожалуй, самый противоречивый персонаж в галерее образов помещиков. Его прошлая жизнь в благополучной полноценной семье кардинально отличается от той ничтожной и мелочной жизни, в которой застает его Чичиков. Но Плюшкина изменили не обстоятельства, а личная драма: смерть жены, распад семьи, одинокая и бесцельная жизнь. Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса общества? Безусловно, Плюшкины живут и среди нас. И Манилов, и Коробочка, и Ноздрев, и Собакевич – любой может стать Плюшкиным! Поэтому кто же сейчас «прореха на теле человечества» – решать вам.