Хлебников глазами женщин – необычная премьера в Астрахани
Исповедь о поэте услышана в ТЮЗе
Одним из главных потрясений лаборатории «Хлебников.Театр» стала премьера спектакля «Своя любовь». Великий поэт глазами «его женщин» — это, безусловно, что-то новое и явно неожиданное. Режиссер спектакля и одновременно худрук Астраханского ТЮЗа Сергей Тараскин отметил, что в приоткрытии завесы тайны личной жизни Хлебникова помогли сотрудники его дома-музея. Консультантами выступили настоящие хлебниковеды: Александр Мамаев, Ольга Кузовлева, Александр Парнис (г. Москва).
Женщины, которые любили поэта, встречались с ним, рассказывают о нем теперь — о том, что чувствовали, чем он притягивал их. Мы взяли только семь женщин.
В документальной постановке с художественной составляющей приняли участие студенты выпускного курса Астраханской консерватории, артисты театра и даже сотрудники музея Велимира Хлебникова. На сцене Театра юного зрителя появлялись одна за другой артистки в образе женщин, к которым испытывал особые чувства Хлебников. Они были абсолютно разными — по внешности, характеру, образу мышления.
Но было то, что их объединяло. И не только старинная деревянная лестница посреди сцены, которая для каждой являлась чем-то вроде исповедальни. Но и сам поэт, который оказался единым в их воспоминаниях-исповедях.
И вывод, который приходит сам собой: ощущение любви, которое испытывал к женщинам Велемир Хлебников, можно назвать особой любовью, любовью по-хлебниковски. Потому что испытывал их человек особенный.
Ребенок.
Обидчивый, непосредственный, забавный, умный, красивый и крайне талантливый.
Мечтательный — потому что верил, что есть место в мире, где все необходимые вещи (одежду, еду) раздуют бесплатно, просто так…
Наивный — потому что верил людям и в людей, верил без оглядки…
Порой беспомощный, особенно в быту: когда вымачивал горох в воде и ел бобы сырыми, потому что не отдавал себе отчета в том, что их можно варить…
Живущий скитаниями, не задерживаясь на одном месте подолгу. И оказавшись в очередном доме творческой семьи, он сразу же влюблялся. Причем, ухаживать он мог и за замужней дамой. И часто влюблялся сразу в нескольких женщин.
Но у Хлебникова и образ жизни был особым. Какая женщина могла принять и разделить его? Это стремление неизменно двигаться дальше, быть в постоянном творческом поиске. Манера одеваться (неопрятный, неказистый внешний вид), манера держаться в обществе (молчаливый, замкнутый) – вызывали у женщин светлое желание материнской опеки.
Где бы он ни жил, его комната очень скоро обретала творческий беспорядок или попросту бардак, свойственный многим людям искусства. Рукописи, подобно ненужной макулатуре, валялись везде: на кровати, на полу… А он отвечал, что это и есть для него величайший порядок.
Он был влюблен в свой город — в Астрахань — и об этой любви тоже рассказывал женщинам. Он был влюблен и в них — своих женщин — и писал им письма, и посвящал стихи. Он даже рисовал (а рисовал он очень хорошо) портрет дамы сердца. Но так и не был воспринят всерьез.
Хотя он много раз влюблялся, сами женщины отмечают, что не любил он ни одну. И он всякий раз уходил, пускаясь в новые странствия.
Потрясающая постановка заставила зрителей погрузиться в хронологию событий, основанных на письмах и воспоминаниях его современников. Образ за образом, монолог за монологом, рисует для нас Хлебникова со сцены. А сам поэт предстал перед нами только в конце, на кинопленке, со спины, в черном одеянии, гуляющий по площади Ленина. То была уже его исповедь, в которой он, уверенный прежде, что будет жить сто лет, все-таки умер — и с этого момента смотрит на жизнь иначе, с другого угла.
В спектакле задействованы актрисы ТЮЗа, а также студенты театрального отделения Астраханской государственной консерватории. Отличная актерская игра, музыка и декорации вовлекли в атмосферу того времени через разговоры и мысли женщин, в которых был влюблен известный астраханский поэт и писатель, называвший себя «будетлянином».