Искусство грима: 5 шагов к театральному превращению
Совместный проект с Астраханским ТЮЗом
При создании сценического образа сложно переоценить роль театрального грима. Особенно, если речь идет об артистах Театра юного зрителя, воплощающих на сцене самые невероятные образы: от сказочных героев до предметов неодушевленных.
Сегодня репертуар Астраханского ТЮЗа включает более 25 спектаклей для самой разной возрастной аудитории. В каждой постановке – десятки ярких образов, необыкновенных героев, запоминающихся типажей. И каждый из них – уникален. Сложно было бы создать все это многообразие без участия различных театральных цехов и слаженной работы костюмеров, декораторов, бутафоров, а, в особенности, гримеров, превращающих обычного человека в героя спектакля.
Грим – это, своего рода живой костюм актера, который соперничает с маской благодаря подвижности лица. Кстати, он может не только состарить лицо, но и сделать его значительно моложе. В нашем случае, он — основа волшебства перевоплощения.
На фото:
Актриса Астраханского ТЮЗа Евгения Ревкова в образе Волчицы (спектакль «Серенький К»)
Гример:
Екатерина Снегирева
История грима
Средневековые актеры (скоморохи, жонглеры) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений. Примитивно-реалистическим гримом пользовались участники средневековых мистерий, моралите XV—XVI века (особый вид представлений, в которых действующими лицами являются не люди, а отвлеченные понятия).
Идеализированный, обобщенный грим был создан театром эпохи классицизма. Во второй половине XVIII века делались попытки придать гриму большую характерность, индивидуальную выразительность. Однако только развитие реализма в театре создало основу для расцвета искусства грима. Пьесы Н.В. Гоголя,
А.Н. Островского требовали от актера умения создать портрет, обобщающий индивидуальные и социальные черты образа. Мастерами грима были русские драматические актеры Василий Самойлов, Александр Ленский, Владимир Давыдов, оперные артисты Федор Шаляпин, Иван Ершов и др.
Некоторые театральные традиции грима, например, в китайском театре, основываются на чисто символической системе соответствий различных цветов социальным характеристикам: белый – для интеллигенции, красный – для неподкупных героев, синий – для гордецов, серебряный – для богов.