АстраКульт

«Искусство танца» Эсмиральды Мамедовой

О будущем астраханского балета

Одна из двух новых специальностей астраханского колледжа культуры появилась всего несколько лет назад. И уже скоро закончит обучение первый его выпуск. Ребятам будет присвоена многопрофильная квалификация – «Артист балета, ансамбля песни и танца, танцевального коллектива, преподаватель». О том, как сегодня проходят занятия, мы узнали у преподавателя классического танца – Эсмиральды Мамедовой.

Личность

Эсмиральда Мамедова окончила в 1986 году Бакинское хореографическое училище.

С 1997 года – солистка балета Астраханского музыкального театра. Характер исполняемых ролей очень разноплановый: это и классические партии, и характерные персонажи. В репертуаре: Жизель, Мирта («Жизель» А.Адана), Вакханка («Вальпургиева ночь» Ш.Гуно), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева), Зобеида («Шехеразада» Н.Римского-Корсакова), Эмилия («Павана мавра» на муз. Г. Перселла).

– Эсмиральда Рафиковна, как проходят занятия в группе?

– Занятия в рамках нашей дисциплины проходят поэтапно: мы «разогреваемся», затем занимаемся у станка, проходим позицию рук, ног и пр. Ребята занимаются каждый день по несколько часов. Сама же дисциплина «классический танец» не является единственной. За период обучения они осваивают разные предметы, среди которых: народно-сценический танец; историко-бытовой танец; современная хореография; образцы наследия ансамблей танца, хореографических коллективов; индивидуальная техника, сценический репертуар.

За время обучения сложился хороший союз: отношения в группе замечательные. Все ребята открытые и дружные. На первых порах, конечно, они привыкали к новой обстановке. Но это обычно бывает в любом коллективе, когда люди начинают узнавать друг друга.

– Благодаря богатой творческой жизни театра оперы и балета, дети все чаще становятся участниками масштабных постановок. Появляется опыт от выступления рядом с профессионалами?

– Сегодня ребята активно принимают участие в постановках театра оперы и балета. Они успели станцевать в таких спектаклях, как «Ромео и Джульетта», «Вальс белый орхидей», «Щелкунчик». В постановке «Дон Кихот» задействованы несколько девочек из группы, причем в достаточно сложных партиях, в классическом акте «Сон Дон Кихота». Отрадно признавать подобные успехи. Это уже небольшая наша победа. Находясь рядом с профессионалами, они набираются опыта. Развивается умение вести себя на сценке. В этом смысле у них есть очень хороший пример – балетная труппа театра оперы и балета. Думаю, каждый из них уже нашел свой идеал.

Кроме того, с первого года обучения наши студенты посещают практически все танцевальные мероприятия и даже репетиции. Это – тоже очень важный момент: вся творческая жизнь коллективов у них перед глазами.

– Как обычно проходит отбор на дисциплину? На что педагоги обращают внимание?

– В нашем городе много самодеятельности, но и «идут танцевать», т.е. выбирают танец как профессию, далеко не все. Лучшие продолжают обучение в Москве или Санкт-Петербурге. Что касается поступления в колледж, то желающих достаточно, но отбор довольно жесткий. Даже на протяжении обучения продолжается «отсев», поскольку программа со временем усложняется.

Конечно, мы обращаем внимание на некоторые особенности, например, внешние данные: длинные ноги, осанку, пропорциональность телосложения, ну и, конечно, такие показатели как шаг, прыжок и гибкость. Хотя и это спорный вопрос, поскольку иногда приходят дети со средними данными, но показывают лучшие результаты, чем те, у которых хорошие физические показатели.

Кроме того, ребенок должен обладать такими внутренними качествами, как музыкальность, танцевальность, чувство позы, ритма – в совокупности эти качества формируют по-настоящему хорошего артиста.

– Как, на ваш взгляд, открытие театра оперы и балета изменило ситуацию в городе относительно эстетического развития и популяризации балета?

– Театр оперы и балета, а вместе с тем его насыщенная на события жизнь, играет большую роль в культурном развитии. Сегодня в театр приходит молодежь, и это особенно приятно. Причем, такая тенденция продолжает развиваться. Если раньше публика не могла усидеть на месте и спектакли казались чем-то скучным, то сейчас ситуация обратная. У молодого поколения возникает интерес и желание окунуться в эту атмосферу, почувствовать себя частью прекрасного театрального мира.