АстраКульт

Истории Астраханского ТЮЗа от Юрия Кочеткова

От зарождения до перестройки

Без преувеличения будем утверждать: в партере Астраханского ТЮЗа выросло не одно поколение астраханских зрителей! Этот театр может похвастаться богатой историей – но лучше за него это сделаем мы. А чтобы наш рассказ наполнился самыми неожиданными фактами, мы отправились к Юрию Кочеткову, отдавшему этому театру более полувека своей жизни! На его глазах ТЮЗ зародился, пережил тяжелые времена и взлеты, видоизменился под стать своей эпохе.

Итак, передаем слово Юрию Кочеткову…

Юрий Владимирович часто вспоминает о прошлом

Путь далекий

Сама идея создания театра такого рода возникла после октябрьской революции. Первый театр для детей и юношества появился в Санкт-Петербурге под руководством крупного театрального деятеля Александра Александровича Брянцева. Подобный театр родился и в Москве под руководством Натальи Сац. Шли годы, театры для детей и юношества стали появляться и на периферии. Наш театр оказался в первой десятке.

Астрахань считалась городом театральным, в 1920-е годы при населении в 90 тысяч человек в Астрахани работало 15 профессиональных театров. А 11 марта 1933 года в газете «Волга» было опубликовано постановление горкома партии о создании в нашем городе ТЮЗа.

Понятно, что театр не рождается в один день, ему необходимы правильно сформированная актерская труппа и, конечно, репертуар — в нашем случае, ориентированный на детский и юношеский возраст. Самая первая пьеса называлась «Путь далекий», с нее-то и начал свое существование театр.

Сейчас это звучит особенно символично: путь действительно оказался далеким – недавно театр отметил 85-летие.

Новая сцена, новые спектакли

Театральный сезон 1934 года ознаменовался постановкой гоголевского «Ревизора». Это говорит о том, что театру уже была под силу высокая классика. Основной репертуар был направлен на воспитание подрастающего поколения. Ребята впервые соприкасались с таким искусством, как театр, с живой актерской игрой. Во время показа идет эмоциональное воздействие на зрителя, рождается обоюдное сиюсекундное творчество.

За всю свою историю театр несколько раз менял место прописки. Сначала ему было предоставлено помещение Совторговли на ул. Чалабяна, затем он переехал в помещение кинотеатра «Вулкан». Кстати, вот и оно:

Одно время театр существовал в помещении Филармонии на ул. Кирова, затем в помещении клуба МВД на ул. Чернышевского. И окончательно бросил якорь на улице Мусы Джалиля, где и находится сегодня.

Как театр был спасен

Были очень тяжелые моменты в годы войны: в связи с положением в стране многие театры закрывались. Такая судьба была предназначена и нашему театру. Содержать два театральных коллектива городу было тяжело (в Астрахани работал и Драмтеатр). Группа ведущих артистов театра, в числе которых: Гаголкин, Мазаева, Вильянов и др. — на базе любительского театра решили организовать театр для детей и юношества.

Чтобы осуществить задуманное, они обратились в горком партии, где изложили свой план по сохранению театра. Пришлось пойти на некоторые жертвы: была урезана труппа, сокращены многие цеха. Это сработало, театр сохранился.

Актеры взяли на себя обязанности по совместительству важнейших профессий для создания театра: реквизитор, бутафор и др. Отказались от финансовых дотаций — все, что зарабатывали, тратили на изготовление декорации и оплату труда. Было сложно, но театр выжил и сохранился.

Юрий Кочетков: Режиссер, который спасал спектакли

Первые знаменитые артисты ТЮЗа

Впервые появлялся на астраханских подмостках самый отрицательный персонаж нашего кинематографа довоенных лет — Виктор Чекмарев. В театре начинал свою работу будущий народный артист Советского Союза Владимир Козел, которого телезрители знают по кабачку «13 стульев».

Народный артист России А. Каширский, судьба которого в дальнейшем была связана с Московским театром оперы, где он стал ведущим актером. Первые шаги в театре сделал народный артист, а сегодня ведущий актер Малого театра – Борис Невзоров.

Борис Невзоров — на фестивале «Верю» в Астрахани

Театральная «закваска»

После войны дело наладилось, театр вошел в свое русло работы. Со временем появились профессиональные актеры, которые в дальнейшем стали украшением не только астраханской, но и союзной сцены: Георгий Банников (в дальнейшем работал главным режиссером Саратовской оперетты), Борис Наровцевич — он был режиссером «Золотого ключика», в котором пуделя Артемона сыграл Вячеслав Ефимов – актер, который стал кинорежиссером и снял первый советский детектив «Исправленному верить».

Много талантливых режиссеров и прекрасных актеров сделали блестящую карьеру, но закваску они получили здесь, в Астраханском ТЮЗе.

Росли за кулисами

Дети актеров – особая статья. Буквально с пеленок они находятся за кулисами театра и некоторые из них в дальнейшем становятся крупными актерами. Моя племянница Ольга Павловец с 3-летнего возраста сидела на репетициях и впитывала каждое слово, которое я направлял в адрес актеров – ей очень нравился репетиционный процесс. Сегодня она известная киноактриса, которая сыграла более сотни ролей, снималась в таких фильмах как «Тайны следствия», «Страсти по Чапаю», «Склифосовский», «Монро», «Анжелика» и многие другие.

Юрий Кочетков с Валентиной Заворотнюк

Одной из ведущих актрис нашего театра была Валентина Заворотнюк, здесь выросла и ее дочь, Настя. Ее коляска стояла у меня перед кабинетом, и свободные от репетиций артисты могли понянчить. Сегодня она известная киноактриса, которую знают все люди нашей страны. Астрахань она своим городом, а ТЮЗ – родным местом.

Спектакли путешествуют

Очень интересная гастрольная афиша у театра: мы были во многих республиках, в то время союзных. К примеру, объездили всю Украину вдоль и поперек: показывали свои спектакли в Днепропетровске, Харькове, Одессе и т.д. В памяти остались добрые воспоминания от гастролей в Тбилиси: грузинское гостеприимство и темпераментный зритель. Замечательные гастроли были в Баку, я вспоминаю большие красивые глаза детей, верящих без оглядки в то, что происходит на сцене – это был необычный, доверчивый зритель, искренне восхищенный тем, что увидел в театре. Неоднократно гастроли проходили в Казахстане, Дагестане, Калмыкии. Это отдельная страница в жизни театра.

Спектакль «От имени поколения», 1959 г.

Другие спектакли не выгружаем!

Мы открывали гастроли в Петрозаводске нашумевшей пьесой, по которой позже был снят фильм. На сцене мы первыми поставили свою инсценировку «Интердевочки». Вокруг спектакля царил настоящий ажиотаж, можно было вообще не выгружать другие спектакли из вагонов, а показывать только эту постановку. Очередь была на полквартала! Тогда эта тема была еще под запретом, в стране не существовало темы секса, тем более – «Интер». Актеры с удовольствием работали, и спектакль удался! Главную роль играла моя ученица, заслуженная артистка России Галя Иноземцева. Сейчас она живет в Америке.

Было время, когда под запретом был и Войнович. Но как только ситуация изменилась, то я, не имея пьесы, поставил «Приключения солдата Ивана Чонкина». Это был нашумевший спектакль. Чонкина играл заслуженный артист России Юра Минеев — играл бесподобно! Позже я видел варианты этой повести в исполнении других актеров, других театров, но это было не то…

Специально для зрителя

Классика никогда не сходила со сцены ТЮЗа: Шекспир, Островский, Мольер, Гоголь. Буквально с первых шагов наш театр обращался к детской русской и мировой классике. На сегодняшний день «Конек-горбунок» является знаковым спектаклем, он идет уже несколько десятилетий. Неслучайно перед зданием театра установлен монумент с героями спектакля: Иванушка и Конек. Много поколений сменилось с тех пор: и уже бабушки, которые сами когда-то были юными зрителями, приводят сюда своих внуков.