#Театр «Каштанка», или Сон в зимнюю ночь
Отзыв на спектакль ТЮЗа
Для себя я давно решила, что знакомиться с первоисточником или освежать его в памяти перед просмотром спектакля нужно обязательно. В противном случае сложно разобраться, как режиссёр работает с исходным материалом, чтó он из него в итоге делает.
И вот, готовясь к походу в ТЮЗ и перечитывая «Каштанку», я поразилась, насколько незнакомой кажется эта хрестоматийная вещь. Передо мной вдруг ясно предстал рассказ не о потерявшейся собачке, а о стокгольмском синдроме и нездоровой привязанности к тем, кто по большому счёту её не заслуживает. Особенно ужаснул эпизод, в котором описывается, как над Каштанкой измывался столярский сын Федюшка (Поэтому я особо не расстроилась, не встретив этого персонажа в ТЮЗовской постановке.)
У Андрея Радочинского при довольно бережном отношении к чеховскому тексту получилась совсем другая история. О том, что яркая жизнь, от которой «пестрит в глазах и в душе», может быть вовсе не про тебя. Что для кого-то счастье – это не сверкающая цирковая арена, а уютное местечко под верстаком. Что не всегда любишь того, кто даёт много есть. В этом плане, кстати, особенно показательна сцена, в которой персонажи, олицетворяющие автора, взвешивают плюсы и минусы новой Каштанкиной жизни – как это часто делаем мы, выбирая между сердцем и рассудком.
Жанровое определение постановки – «Сон в одном действии» – во многом объясняет сюрреалистичность происходящего на сцене. К тому же не стоит забывать, что это сон собаки, поэтому некоторое отстранение обычных вещей выглядит очень уместным. Вообще, по оформлению спектакль больше напоминает мюзикл – с потрясающими хореографическими и акробатическими номерами, изумительной красоты трюками и костюмами, фантастическими кунштюками. Созданию сказочной атмосферы способствуют и переклички со «сНежным шоу» Славы Полунина – настолько очевидные, что заподозрить режиссёра в эпигонстве даже как-то не решаешься. Впечатляет и актёрский ансамбль, в центре которого – чудесная Каштанка Наталья Захарова.
Однако несмотря на перечисленные достоинства, некоторые сцены кажутся откровенно затянутыми, а режиссёрские находки – не вполне внятными. Создаётся впечатление, что местами желание удивить зрителя превалирует над сверхзадачей. Сомнительным представляется и возрастное ограничение 8+: планку, возможно, имело смысл поднять выше, даром что сам рассказ проходят, если не ошибаюсь, в начальной школе.
Впрочем, на итоговый вердикт всё вышесказанное никак не влияет: «Каштанка» – спектакль-шоу, аналогичного которому в Астрахани сегодня, пожалуй, нет. Это настоящая зимняя феерия, которую непременно нужно увидеть своими глазами .