«Коллекция перемен»: История, спрятанная за картиной…
О новой выставке в Догадинке
«Липы зимой», «Запах весны», «Воспоминания о Волге»… Нет, это не названия стихов, а «имена» полотен — хотя художники тоже отчасти поэты, только вместо книжных страниц используют холсты.
4 июля в Астраханской картинной галерее им. П.М. Догадина открылась выставка из собрания музейно-выставочного центра «Петербургский художник», которую назвали просто, но красиво: «Коллекция перемен. Ленинградская школа живописи».
Коллекция из 60 полотен была собрана петербургским меценатом Галиной Степановой — в 2005 году она основала музейно-выставочный центр «Петербургский художник». В год первого десятилетия проекта было решено подвести масштабные итоги. Таким образом, в 2015 году стартовала передвижная выставка «Коллекция перемен», в которую вошли наиболее показательные работы из фондов музея. Творчество Ленинградской школы смогли увидеть во многих уголках страны — и, наконец, в Астрахани.
Пейзажи Ленинграда, Карельского перешейка и средней полосы России, портреты творческой интеллигенции, портреты-этюды, натюрморты, эскизы к картинам демонстрируют особенности ленинградской реалистической школы живописи. Это направление в советском искусстве можно охарактеризовать не только признаками времени, но также влиянием места: «ленинградская школа» начала формироваться в стенах института им. И.Е. Репина в 1930-е годы, а к середине XX века приобрела устойчивые характерные черты.
«На выставке представлены работы около 20 художников, которые учились в 50-90-х годах. Они вместе работали над картинами, жили вместе, когда ездили в специальные лагеря. Поэтому у всех у них есть схожие черты в написании картин…», — рассказывает искусствовед музейного центра «Петербургский художник» Дарья Цуева.
Особое внимание приковывает сам город — пейзажи Ленинграда, созданные в разные времена года. Кажется, стоит только дотронуться взглядом до картины, и ты уже внутри того времени, стоишь на львином мосту и любуешься красотами пасмурного Питера. Настолько живыми кажутся полотна… Во многом потому, что в каждой из них запечатлена жизнь — изображенные улицы художники не оставили пустыми, а наполнили их людьми.
«Здесь висят работы моих друзей и однокурсников, а одна из них создана моим учителем», — делится с нами астраханский художник Юрий Лебедев.
Многие художники заканчивали обучение в послевоенное время, дух войны нашел свое отражение в экспозиции. Война – это тяжкое бремя, которое в то время ложилось на мужские плечи. Картины, где мужчины прощаются со своими близкими, особенно сильны эмоциями. Их передают глаза, прорисованные с пронзительной точностью.
Техника написания картин и пейзажи действительно схожи, но каждый из художников одно и то же мог видеть совершенно по-разному. В этом и состоит та уникальность и та атмосфера картины, которую хотел передать автор. Уметь видеть одну вещь с нескольких ракурсов и мыслить нешаблонно – вот в чём заключается талант!
Аделия Досмухамбетова