Корабли в нашей гавани и другие арт-объекты в Астрахани
Расскажем о разных деревянных чудесах
Относительно недавно в Астрахани появился новый арт-объект — это стало подарком к 460-летию города. Красавец-корабль ручной работы можно увидеть сегодня на одном из каналов, недалеко от Моста дружбы.
Изначально же он расположился Лебедином озере. Но от перестановки мест красота его меньше не стала.
Возможно, вы удивитесь, когда узнаете, кто автор этого прекрасного творения — корабль ручной работы изготовили в астраханской исправительной колонии!
Эскиз и проектную детализацию выполнил МБУ «Зеленый город», который и выступил заказчиком данной работы.
В итоге получился отлично детализированный корабль с российским орлом на корме, палубой, реями, мачтами и даже выкатными пушками.
Корабль уже окрестили «Орлом» — по имени его прародителя, заложенного в России в XVII веке для службы на Каспийском море. А место его размещения выбрали астраханцы, поделившись своими мнениями в соцсетях.
Данное событие вдохновило нас на новый пост, посвященный деревянных дел мастерам из нашего города.
«Аркадия» для ювелиров
Настоящую ювелирную работу продемонстрировали астраханец Андрей Пальцев, его сын Евгений и друг Владимир Никифоров. Перед вами точная копия сгоревшего музыкального театра, выполненная в масштабе 1:40. Абсолютно все, вплоть до самых мельчайших деталей, было воссоздано по образцам. Как отмечает Андрей Пальцев, на сбор информации и материалов ушло 10 лет, еще год кропотливой работы – на создание самого макета. Каждую резную деталь выпиливали по 4 часа.
«Инструмент очень тонкий, хрупкий, толщиной с иголку. Поэтому работали медленно и аккуратно», – пояснил мастер. Мельчайшие детали, воспроизведённые по оцифрованным архивным фотографиям, сделаны из груши, клёна, бука. Крыша – из меди.
Даже страшно представить, каких усилий все это стоило создателям — оттого их работу астраханцы восприняли не иначе, как подвиг. А еще время будто повернулось вспять и мы вновь видим это гениальное архитектурное творение.
История театра «Аркадия» началась еще в 80-х годах XIX века. Именно тогда в Астрахани на Рождественском бугре появился первый вариант увеселительного сада, в котором расположились театр, открытая сцена для хора и ресторан. Все эти постройки уничтожил пожар 1889 года. Однако здание отстроили заново. Так появился знаменитый деревянный терем со множеством башен и деревянных галерей. Зал театра был рассчитан на 1200 мест и имел прекрасную акустику. На его сцене начинал свою карьеру Федор Шаляпин, здесь выступали Надежда Папаян, Валерия Барсова, Леонид Собинов. К середине 70-х годов театр закрыли на реставрацию, но пожар уничтожил его раньше, чем начались ремонтные работы.
Примечательно, что сам Андрей Пальцев – потомок того самого астраханского купца второй гильдии, мецената Константина Поляковича, по приказу которого и построили деревянный летний театр. По семейной легенде Пальцевых, братья Поляковичи для наружного украшения театра закупили в Вятке у лучших мастеров около 250 резных элементов.
Астраханский терем
Еще одно торжество зодческой мысли благополучно дошло до наших дней сквозь века — речь о Доме купца Г.В. Тетюшинова. Правда, еще лет 10 назад красивейшее строение находилось в запустении — после масштабной реконструкции, в 2010 году распахнул свои двери музейно-культурный центр. О былых хозяевах напоминает не только название, но и живое наполнение музея — ведь на пороге туристов встречают сами купцы: Григорий Васильевич и его супруга Глафира Ивановна, в роли талантливых сотрудников Центра.
К строительству собственного дома Григорий Тетюшинов подошел очень основательно и буквально душу вложил в кропотливый процесс. Уникальный дом, больше похожий на сказочный терем, выполнен в «русском стиле». Фронтоны дома украшены ажурными причелинами, ветреницами и свисающими подкрылками. Фасады обогащены сочетанием горизонтальной и вертикальной обшивки, имеют профилированные карнизы и узорные фризы.
Перед нами настоящий славянский дом, о чем говорят древние символы, вырезанные на оконных рамах, дверных наличниках и орнаменте крыши. Мы узнали, что символизируют некоторые из них. Три точки являют собой символ града, крест в круге (главный славянский символ) – солнце, вертикальные полоски – дождь. От воздействия именно этих природных явлений дом таким образом был защищен.
Мимо такой красоты пройти практически невозможно…
Необычный зоопарк АГУ
К зданию университета манит не только жажда новых знаний и красного диплома, но и удивительный по красоте парк. Помимо зелени, цветов и памятников известным поэтам, здесь можно встретить животных, вырезанных из дерева. Вы только посмотрите на эту красоту.
Скульптуры изготовил мастер производственного обучения Астраханского колледжа арт-фэшн индустрии Ризабек Байтуменов.
Астраханские шахматы
Даже самые знаменитые гроссмейстеры вряд ли могли похвастаться игрой такими фигурами. Астраханские шахматы появились в нашем городе совсем недавно. Идея принадлежит Марине Булычевой, эскизы — Марату Джамалетдинову. А созданы они в Творческой мастерской Алексея Булычева.
Желающие приобрести — могут сделать заказ. Адрес мастерской — ул. Эспланадная, 28.
Воссоздание улиц
Экскурсовод Астраханского кремля и супруга известного астраханского художника Кристина Сафаргалеева увлекается изобразительным искусством, но не так давно увлеклась необычным занятием.
Как рассказал нам однажды Зиннур Сафаргалеев, такое в Астрахани еще никто не делал. Кристина находит доски, из которых когда-то были построены старые дома, и документально воссоздает на них улицу, где стояло или стоит здание.
К примеру, это первомайская набережная.
Необычное в обычном от Александра Косыхина
Астраханский мастер работает в необычной технике «Лесная скульптура». Она стала распространяться в среде самодеятельных художников в 70-х годах прошлого века. Тогда-то Александр Косыхин положил начало своей интересной деятельности, результатом которой стали скульптурные композиции из отживших деревьев и кустарников, маски из щеп и наплывов (наросты, появляющиеся на коре деревьев в результате ее повреждения). Умелец видит в них живое и показывает нам. Как это случилось на выставке в Доме купца Тетюшинова в прошлом году. В основном, это образы животных и мифических существ.
Рауф Мухсинов: игры с пространством
В его коллекции много разных работ. Используя объемность и многослойность, Рауф Мухсинов разработал свою собственную технологию – пространственную резьбу. Она заключается в том, чтобы детали изделия имели свободу в пространстве относительно друг друга — например, вращались или поворачивались, но при этом были связаны без вспомогательных элементов: клея или гвоздей. Все изделие, даже если оно состоит из многочисленных элементов, вырезается из одной заготовки.
В числе его работ, помимо художественных, есть и те, которые имеют реальное практическое назначение. К примеру, специально разработанная трость-сиденье. Изделие даже было запатентовано в 2009 году федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.