В Астраханском кремле увидели легенду
Театр оперы и балета вновь сотворил open air
Свершилось. В живых декорациях Астраханского кремля состоялась грандиозная премьера – опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Задолго до своего начала астраханская постановка вызвала большой интерес среди музыкальных критиков и театральных деятелей мира. Чтобы увидеть событие года, в Астрахань приехали гости из других регионов и стран. Для тех, кто не успел купить билеты, была организована прямая трансляция на Набережной Волги и телеканале «Астрахань 24». Второй премьерный день состоится сегодня.
Уже в третий раз Театр оперы и балета устраивает масштабный Open air в стенах кремля. И вновь – более чем серьезная тема, богатый исторический материал и сложной техническое воплощение.
Литургическая, эпическая, драматическая, героическая – как только не называли оперу в разное время. Настолько она многогранна и читаема по-разному. Сегодня ее называют «Русской Атлантидой», из-за волнующей тайны и устремлению забраться в неведомое — не подвластное ни нам, ни истории.
Месяцы подготовки, километры ткани и других материалов для уникальных костюмов, многогранная бутафория и современные технологии – здесь было все. И конечно, сложнейшие партии, за что оперу любят особенно. Их исполнили ведущие солисты театра: партию Февронии – Елена Разгуляева, князя Юрия Всеволодовича — солист Большого театра Петр Мигунов.
Китеж (Китеж-град, град Китеж, Больший Китеж, Кидиш), согласно легенде, находился в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда. Основой для светлоярского культа послужил «Китежский летописец», памятник, созданный, предположительно, в среде старообрядцев-бегунов в 80-90-е годы XVIII века. Другим важным памятником является «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже». Она послужила основой многим произведениям искусства — в том числе, оперы Римского-Корсакова, премьера которой состоялась в 1907 году на сцене Мариинского театра.
Интересные факты
- Замысел оперы возник у Римского-Корсакова ещё во время работы над оперой «Сказка о царе Салтане».
- На «Китеж» Римский-Корсаков смотрел как на итог своего творчества, и некоторое время он думал разрешить публикацию и постановку оперы только после своей смерти.
- Эта опера — редкий пример тройной альтерации музыкального звука (трижды диез). Знак используется около цифры 220 в партитуре.
- Во времена царской России выводить на сцену святых строго воспрещалось, и первоначально героиня оперы должна была зваться Аленушкой, однако для оперы Римского-Корсакова было сделано исключение и героиня сохранила имя Февронии.
- В опере появляются такие персонажи, как загадочные райские птицы — Сирин и Алконост. Они же изображены на известной картине В. М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896), которая, вероятно, вдохновила авторов оперы на введение в сюжет этих персонажей.