Лирика на краю пропасти: мировая премьера в Астрахани
Мы увидим это первыми…
В Астраханском драмтеатре состоялся пресс-показ спектакля «Любить». Публика впервые увидит его 30 марта, а пока журналисты получили возможность взглянуть на несколько сцен и задать режиссеру все интересующие вопросы. Для художественного руководителя «Драмы» Игоря Лысова это дебют на астраханской сцене – и в качестве дебюта была выбрана мировая премьера.
Пьесу талантливого драматурга Михаила Арцыбашева под названием «Враги» не ставили еще нигде и никогда.
Игорь Лысов:
Это забытый писатель, а его пьеса даже не была переведена. Но это очень честная вещь и смешная порой, но в первую очередь – честная. О том, как живут люди между собой. Поэтому я ее выбрал.
В Астрахани к произведению подошли со всей ответственностью и трепетом. «Лирика на краю пропасти» — так прозвучит лейтмотив спектакля.
«Я покажу вам ровно столько, сколько нужно. Это не весь спектакль, а лишь несколько минут». Режиссер объявляет начало работы и садится в центре зрительного зала. Гаснет свет.
На сцене — сложная металлическая конструкция в несколько уровней, в виде лестниц и перил. Тут же стоят деревянные стулья, а на самом верху декорации – пианино, за которым, изливая в зал красивую мелодию, играет актер. Впрочем, актеров здесь несколько — каждый на своем этаже, словно на своем месте.
Приглашенный художник Изабелла Козинская раскрывает секрет: «Настоящее пианино весит 300 кг, поэтому была создана копия инструмента – макет».
И действительно, это может показаться невероятным.
Первая картинка – так называет Игорь Лысов фрагмент из постановки – переносит зрителя к бурным событиям, происходящим в душе героини. Она жаждет любви, она страдает от того, что душой принадлежит мужчине, с которым они вместе создают прекрасную музыку, а физически ее тянет к другому.
Вторая картинка показывает пожилых мужчину и женщину. Их диалог раскрывает невообразимую боль и грусть от того, что прожитые совместно долгие 30 лет могут оборваться, героине несказанно страшно оставлять любимого в старости одного.
И последнее, что довелось увидеть первому зрителю — снегопад. Откуда-то сверху на сцену летят крупные белые хлопья, под музыку Стабата Матера медленно поворачивалась сцена, а актеры с черными зонтами в руках замирают на своих местах. И в этот самый момент по коже бегут мурашки.
Изабелла Козинская:
Стихия в виде снега, от которой мы хотим закрыться, но мы так слабы перед ней. Можем ли мы закрыться от того, что сильнее нас?.
Отвечая на вопросы о металлической конструкции, художница рассказала:
Это мир мужчины и женщины, в котором есть ощущение некой клетки, образ пересечения красоты в виде модерновских вензелей. Взаимоотношения мужчины и женщины, когда они вступают в брак, ведет к некоему ограничению свободы. Золотая клетка, которую мы сами выбрали, надеясь, что там будет хорошо, потом хотим из нее выбраться, потом вернуться назад. Каждый герой на этих уровнях ищет самого себя, свое счастье. Это про жизнь людей.
В постановке заняты артисты Драмтеатра Андрей Гончаров, Елена Булычевская, Галина Лавриненко, Александр Беляев, Павел Ондрин, Виолетта Власенко и другие.