Максим Жуков: Что значит быть писателем?
Молодой автор рассказывает о творчестве
За свою еще не долгую литературную жизнь Максим Жуков издал три сборника рассказов и повестей, а также объёмный роман в издательстве «Десятая Муза». Со страниц этих книг на нас устремляются важные социальные проблемы и жизненные вопросы обычных людей, живущих в Астрахани. О том, как приходят к нему непростые темы и какое отражение находят в его произведениях, расскажет сам автор.
Вначале – Музыка дождя
По признанию нашего собеседника, писательское вдохновение впервые посетило его еще в школьные годы. До сих пор он бережно хранит старую бабушкину тетрадь, куда записывал самые ранние рассказы. Первыми слушателями его оказались родители, а также друзья и товарищи. Иногда юный автор радовал и своего дедушку (тот, кстати, в молодости сам писал стихи). Но отправной точкой Максим Жуков называет «Музыку дождя» — именно этот рассказ близкие считают самым серьезным его произведением. Он был написан в 2001 году, перед отправкой в армию. Он же положил начало знакомству с Юрием Щербаковым — председателем Астраханского отделения Союза писателей России. Сегодня Жуков называет его отцом-наставником, а вот литературной матерью считает Дину Немировскую — писатель вспоминает, как в юности приходил к ее дому возле Драмтеатра и подолгу писал стихи на скамейке.
Светлое место, мое любимое…
До сих пор он помнит и первый «вердикт» Щербакова: «За идею поставил бы пятерку, а за реализацию – тройку с большим минусом».
Такая оценка меня, конечно, расстроила – я даже подумал, что в дальнейшем не научусь должным образом работать со словом. Но позже, когда вернулся из армии и моя проза окрепла, я по-иному взглянул на свои ранние творческие достижения. Мне стало ясно, что писательский труд, прежде всего, обусловлен степенью его одарённости, культурой, накопленным им жизненным опытом и мировоззрением. Чтобы быть настоящим писателем требуется больше читать, путешествовать и развивать свою речь. А ещё очень важно разбираться в людях, их характерах и привычках.
Большой удачей для начинающего автора стала плодотворная работа в литературной студии «Тамариск» при Астраханском отделении Союза писателей. Он подчеркивает, что работа с молодежью в таких организациях практически не велась — об этом свидетельствуют и цифры: доля писателей до 35 лет в настоящее время составляет лишь 4 процента.
Впервые, когда я пришел в Союз писателей, меня спросили, выполнил ли я три заповеди: посадил ли дерево, построил ли дом, принял ли участие в рождении сына? Я ответил, что нет. В утешение мне рассказали, что есть у писателей еще одна, четвертая, заповедь: нужно издать книгу и тогда одно это дело перекроет остальные три. Поэтому я старался как можно быстрее издать свою первую книгу. К середине 2014 года у меня были рассказы и повести, выходившие в газетах и различных коллективных сборниках. Идея выпустить первую самостоятельную книгу витала давно. В том же году я её наконец-то реализовал.
Я веду список прочитанных мной книг и авторов еще со школьных времен. Самое большое количество книг, которое я прочел за год – 61. Мне нравятся привычные печатные книги, но в транспорте или в гостях удобнее с электронными вариантами. Самый любимый автор – Юрий Поляков, я прочел почти все его произведения и даже выписывал цитаты.
Мой город
Максим Жуков пишет в разных жанрах: реализм, фантастика, мистика. Старается подмечать все то, что окружает нас в нашей астраханской жизни. Именно этот город раз за разом становится главным героем его рассказов. А именно, его люди, животные, природа… Определяющим здесь становится рассказ «Дерево» — как олицетворение живого.
Посреди астраханских дач есть безжизненное, сухое дерево. Но не всегда оно было таким. Мальчик, который так любил забираться на него в детстве, давно повзрослел. И теперь он принимается поливать дерево, чтобы попытаться его спасти. И дерево снова расцветает.
Об астраханской природе автор говорит скорее со светлым чувством. Особенно ярко это выразилось в рассказе «Астраханский вернисаж». Читатель легко узнает эти места… В этом же произведении целая глава посвящена астраханским арбузам: «Самым популярным лакомством в Астрахани всегда считались арбузы… Срезанная кухонным ножом месяцевидная доля арбуза в солнечном свете поблескивала белым сахаром…».
Больше половины моих персонажей — верующие люди, стремящиеся к познанию высоких ценностей. Некоторые из них являются автобиографичными. К примеру, в рассказе «Астраханский вернисаж» все три картины, представляющие собой окна в счастливое детство, взяты из моей достаточно творческой жизни.
Будучи десятилетним мальчишкой, я пытался разузнать у родных значения таких слов, как грех, бог, ангел. Не только образы людей, но и сами ситуации в произведениях взяты из жизненного опыта, из рассказов коллег и друзей. Я всегда в общении с ними стараюсь все записывать, подмечать важные детали. Не случайно мои рассказы про Астрахань такие добрые и светлые.
Мое творчество
Есть три произведения на сегодняшний день, которые могли бы охарактеризовать мое творчество: «Свобода и цепь», «Манекен» и «Астраханский вернисаж». Хотя есть еще парочка рассказов, которые мне все же ближе: один из них о воспоминаниях, связанных со службой в Чечне. Второй рассказ «Двое», где молодой человек думает, что умер и попал на небо, где его работа заключается в том, чтобы открывать врата Рая. Это рассказ о чуде – нужно читать, устно передать сложно.
Как создается рассказ
Сон, фраза, даже самое мимолетное событие — абсолютно все может натолкнуть на идею к рассказу. Это как смотреть в окно и видеть говорящих между собой людей, но не слышать их слов – ты домысливаешь, воображаешь, что стало предметом обсуждения, соотносишь это с мимикой и жестами.
Так появляется ядро для будущего произведения.
Ты прочувствовал, переосмыслил свою идею, набросал ключевые моменты, детали.
Дальше они обрастают «мясом».
Когда пишешь произведение, ты живешь им, мыслишь, как твои персонажи, и думаешь только о том, что же будет дальше. А иногда увлекаешься своим же вымыслом настолько, что становится трудно отделить реальность от фантазии – настолько творчество поглощает.
Мои герои
Персонажи моих произведений по природе своей люди, угнетенные жизнью, социальным положением, разрушенными духовными ценностями. Но несмотря на тяжелое психологическое состояние, на отсутствие материальных благ и, как следствие, необдуманные поступки, они все же стремятся к высокому – к свету. И этот луч света все-таки помогает им сделать правильный выбор. В конце каждого произведения мои герои либо достигают чего-то большего, либо получают хотя бы надежду на это.
Досье
Жуков Максим Петрович
Родился в 1982 году в Астрахани. Там же окончил школу и училище связи. Проходил военную службу в «горячей точке». После армии печатался в региональных изданиях и участвовал в областных литературных конкурсах. Автор книг: «Свобода и цепь», «По образу и подобию», «Солнечный луч» и «Космический режим».
Наталья Соболева