Марина Смирнова: «Живая классика» раскрывает детей
Директор фонда побывала в Астрахани
Однажды компания почитателей литературы решила создать движение читающих людей – так в России появился фонд «Живая классика», плавно приближающийся к 10-летнему юбилею. В числе многочисленных проектов фонда — «Международный конкурс юных чтецов «Живая классика». Буквально на днях в Астрахани прошел его муниципальный этап. Автор любимого детьми проекта — президент фонда «Живая классика», литературовед Марина Смирнова — тоже побывала в нашем городе и в перерывах между интересными мероприятиями встретилась с нами, чтобы поговорить о книгах, о детях и важности книголюбви.
Надеемся, от беседы с нашим героем всем захочется срочно приняться за поиски пылящихся в домашней библиотеке образцов классической литературы — и читать, читать, читать…
– Расскажите, как литература стала частью вашей жизни?
— Я всегда много читала, чтение казалось мне естественным занятием. Но я не могла найти в окружении тех, кто разделял бы мое увлечение, с кем я могла бы обсудить прочитанное. Я была уверена, что такие люди точно есть, ведь книги выходят большими тиражами, их же кто-то читает! К примеру, мне очень хотелось обсудить «Стальную крысу» Гарри Гаррисона или какое-нибудь произведение Этель Войнич.
Кроме того, мне очень повезло с учителем литературы, она мне подсовывала самые разные книги для разного возраста, не говоря при этом, что ученице 6 класса было рано это читать. Она мне давала и Агату Кристи, и Артура Конан Дойла, и много фантастической литературы. У меня был успешный опыт чтения — когда ты следишь за сюжетом и не можешь оторваться. И я понимала, что в случае, если мне попадется какое-то менее привлекательное произведение, я буду знать, что есть другая литература, ее можно найти. И вопрос только в том, как ее искать.
– А потом пришла идея вынести эту книголюбовь в массы? С чего все началось?
— Однажды я услышала, что в Германии проходит конкурс чтецов. Ничего нового в этой идее нет. Я даже сначала возражала, что конкурсов чтецких в России тоже проводится много — правда, в основном они были приурочены к определенной дате. Но я всегда была уверена в том, что очень важно дать свободу. Ведь в прозе есть сюжет, которым ты можешь зацепить слушателя, так что ему потом захочется прочесть эту книгу целиком. Есть большая разница в восприятии. И немцы посоветовали читать прозу, читать любимое.
В Петербурге в 2011 году мы впервые провели такой конкурс. И тогда увидели, что в нашей, русской, версии этот конкурс стал еще и театральным. Дети стали читать наизусть, выбирая очень сложные произведения вроде Булгакова. Я увидела огромное количество талантливых детей, которые читают очень необычные книги, которые даже не читала я. Они выбирают интересные отрывки, читают их наизусть. Эта история стала известной на весь Питер, наших детей пригласили на Книжную ярмарку, где собралась публика в 500 человек. В 2011 году это не было чем-то привычным. Посетители ярмарки заходили поглазеть на детей, читающих вслух. Тогда мы поняли, что эта история не только интересна для детей, она еще и зрелищна, ее интересно смотреть.
– Какова основная цель работы фонда «Живая классика»?
— Участвуя в «Живой классике», можно освоить самые разные гуманитарные специальности, обзавестись связями по всему миру. А детская дружба – это очень прочно, это будет всю жизнь помогать и поддерживать. И я думаю, что фонд «Живая классика» — это пароль, открывающий очень многие двери в дальнейшем в жизни детей. И мне очень хочется дать детям этот старт. Ты живешь, где угодно, у тебя есть друзья по всему миру, тебе есть, кому позвонить, к кому приехать, с кем посоветоваться.
Основная цель… глобально звучит, но это поколение думающих людей. Книги нас заставляют, в первую очередь, думать, анализировать, рефлексировать. Это самое важное. Детей, читающих очень сложно зомбировать, перед принятием решения они всегда будут анализировать, будут более самостоятельны в своих суждениях.
– За восемь лет, должно быть, сложилась большая география…
— Мы охватили все регионы страны (их сейчас 84) и больше 60 стран мира. В наших мероприятиях участвует много детей из Азии, практически вся Европа, страны СНГ. Мы проводим мосты между детьми из других стран и детьми, живущими здесь. Конечно, география огромная — каждый год около 2,5 млн человек участвуют в конкурсе.
Восьмой по счету конкурс чтецов привлекает к участию подрастающее поколение со всего мира. Ребята рассказывают о своей самой любимой книге, учатся грамотно формулировать речь, развивают свое мышление, узнают о прекрасном мире классической и современной прозы, знакомятся, обмениваются опытом, находят друзей. Словом – стирают границы между регионами и странами. А в нашем городе этот конкурс проводится впервые, во время беседы выяснилось, что наш собеседник никогда прежде в Астрахани не бывал, отчего нам стало еще интереснее.
– Чем отличаются дети разных стран?
— Сейчас дети не отличаются ни по одежде, ни по речи. Ты никогда не скажешь, с какого региона приехал ребенок, только если не с Кавказского региона или Якутии, где присутствуют яркие внешние отличия. Сегодня все границы стерлись, благодаря интернету.
– А сложнее ли ребятам из периферии тягаться с участниками конкурса из больших городов?
— Если честно, я не вижу сейчас преимущества жизни в больших городах. Ты в своем регионе можешь получить то же самое — учиться в прекрасной школе, поступить в хороший вуз. Москвичи первые годы выигрывали у нас в конкурсе, но уже давно не побеждали. Нет никакого преимущества жизни в столице. Плохая экология и ужасные пробки (смеется).
– Какие итоги уже можно подвести сегодня?
— Прежде всего, эта история стала привычной. Дети больше не собирают залы по 500 человек, потому что для всех это теперь норма жизни. Мне кажется, это главное достижение. И я понимаю, что если мы сейчас не будем участвовать в проекте, он будет жить своей жизнью, он твердо встал на ноги за это время. Во-первых, сами дети общаются, мы создали лагерь «Живая классика», куда могут приезжать дети и продолжать общаться. Это площадка для встречи детей, живущих в разных регионах.
Дети вместе даже пишут книги. Мы сделали проект «Всероссийская школьная летопись». Каждый класс может подать заявку на написание книги. Очень важно сохранять школьные воспоминания, самостоятельно издать книгу самому очень сложно, особенно в школе, но издать коллективную можно. Класс — до того, как он написал эту книгу, и после – это два разных класса. Дети раскрываются в процессе, начинают лучше понимать друг друга. А для учителя это прекрасная возможность проанализировать то, что происходит в классе, объединить ребят, а также научить формулировать свои мысли, подумать о проблемах, которые можно решить с помощью книги.
– Что современным детям интересно читать?
— Интересно разное. Но на самом деле, им интересно то же самое, что интересно было мне в свое время. Книжки сегодняшние дети читают те же самые. Поколения не отличаются так сильно. Если даже эти дети рождаются с планшетом в руках, они более продвинуты и умеют создавать сайты с третьего класса, нас все равно интересует одно и то же – человеческие ценности, отношения. Это то, что не меняется: как найти друга, когда ты одинок, что делать, если ты полюбил девочку, как выстраивать отношения с учителями, какие цели ставить в жизни, чего ты можешь добиться. Это все такое общечеловеческое, то, что переходит из поколения в поколение. Если, конечно, это не научная фантастика. Тут как раз все меняется сильнее всего — то, что было фантастикой 30 лет назад, сегодня стало реальностью. И теперь это кажется довольно наивным.
– Как вы считаете, есть в школьной программе произведения, которые можно было бы отложить на более зрелый возраст?
— Дети развиваются по-разному, у каждого ребенка свои потребности в разном возрасте. Не дать какую-то книгу ребенку иногда даже опасно. Я знаю случай, когда девочка искала книгу, которая ей многое объяснит о смысле жизни, но вместо этого она ушла в чтение депрессивной литературы, а через полгода решила покончить с собой. К ней пришел психиатр и удивился, что девочка читает такую литературу. Детям нужно разное. Конечно, литературу можно подбирать. Мы сейчас этим занимаемся и пытаемся сделать приложение по индивидуальному подбору книг. Дети будут проходить психологическое тестирование, которое определит, в какой жизненной ситуации ребенок находится и какой сюжет из мировой литературы сейчас лучше всего ляжет на то, что переживает ребенок, и поможет ему либо справиться с этой ситуацией, либо понять ее по-другому. Мы разработали рекомендации на разные случаи жизни.
– А есть такие книги, которые стоит прочесть всем без исключения?
— Есть одна прекрасная книга, которую я рекомендую взрослым и детям – Элеонор Портер «Поллианна». Это история о девочке, которая играла в особую игру: она училась радоваться жизни. На Новый год ей по ошибке прислали костыли, а она просила куклу. Они с папой пытались придумать, что хорошего в том, что ей прислали костыли, и придумали – костыли ей не нужны, и это хорошо. Всегда есть что-то хорошее в любой, даже плохой ситуации. И чем труднее хорошее найти, — говорила Поллианна, — тем интереснее играть. Есть мальчишечьи книги, есть книги для развития фантазии. Выбирая книгу, важно понимать, что именно сейчас тебе интересно. Кому-то интересна драма, история про семью, а у кого-то первая любовь…
– Наверное, вы и сами пишете?
— Да, я пишу, но пока не печатаюсь, скоро напишу сборник, и тогда буду об этом рассказывать. Написала недавно рассказ «Сценарий моих похорон», но он не трагический (смеется). Я стала писать каждый день, но это, возможно, и графомания. Но мне кажется, что писать тоже важно, потому что когда ты пишешь, ты осмысляешь то, что происходит в твоей жизни, пытаешься найти что-то главное, важное, анализируешь ситуации. Все, что мы пишем — из нашей головы, снов, опыта.
– Что может послужить поводом для написания своего произведения?
— Конечно, вдохновение. Ты пишешь, потому что не можешь не писать. Тебе приходят сюжеты, и ты должен положить их на бумагу, иначе они будут очень долго находиться в твоей голове. Такой же зуд есть у художников. Это не то, что тебе нужно заставить себя сделать, это сродни чувству голода.
– А что же может написать ребенок 9 лет?
— Все, что угодно, у него может быть свой уникальный жизненный опыт. Он может написать, что хочет собаку, и это может получиться очень глубокая история. Про обман, который поссорил его с лучшим другом — тот дал карандаш не ему, а кому-то другому. Но эта трагедия будет большой, и ты позже поймешь, что такая ситуация и в жизни повторяется, только в других масштабах. А по сути, вся эта наивная история не такая уж и наивная. Детские книжки читать интересно. Я читала произведения из Всероссийской школьной летописи, там была история одного мальчика, который писал: «Я всегда думал, что мультики — это глупости, это для детей. Вдруг я узнал, что мультики это про настоящую жизнь. Я посмотрел мультик про мамонтенка. Я провел пять лет в детском доме и не помню свою маму. А однажды мне сказали, что ко мне пришли, я не мог понять, кто же ко мне пришел. Вышел и увидел, что за мной пришел мужик в юбке. Я смотрел и думал — вот мне повезлооо! — А он сказал: «Я буду твоим папой». — Он был священником, как выяснилось после». Мальчик описывает первый Новый год, который он провел в семье, и ситуацию, когда все подарки под елкой были только для него, он не мог в это поверить. О том, что из другой комнаты чувствовал, как пахнет компьютер, и что кисточки сделаны из самых настоящих беличьих хвостиков. Это удивительно трогательные рассказы, и таких много.
– Какой, на ваш взгляд, должна быть современная библиотека?
— Библиотека должна быть уютной, в первую очередь. Библиотекари – герои, они стараются проводить конкурсы, мероприятия, чтобы дети приходили. Прежде всего, люди хотят прийти в красивое, уютное место, где есть мягкий диван, где можно сесть в уголочке. И как только создается такое пространство, его начинают посещать. В какой квартире хочется жить? В той, где красиво и уютно. В каком зале танцевать? В том, где хороший паркет. На каком катке кататься? Там, где хороший лед. Это очень важно. Уют, хорошие книги и, конечно, мероприятия — атмосфера очень важна.
– Вы в нашем городе впервые. Поделитесь первыми впечатлениями.
— Мне в Астрахани очень нравится, потому что здесь у меня ощущение детства. Весна. Ты выходишь с родителями на улицу и обнаруживаешь, что вся природа изменилась. Я приехала после снега и сугробов. А когда шла по астраханской улице, рассматривая малоэтажные строения, мне даже показалось, что петухи кукарекают. Наверное, такого точно быть не может (смеется), но у меня есть такое ощущение детства, дачи, я здесь кайфую. Очень хочу посетить Дом-музей Велимира Хлебникова. Вообще, мне очень нравятся города, которые находятся на Волге. Я считаю, что вам очень повезло жить у такой реки — невероятная красота! А когда я проезжала Кремль, подумала, что он очень похож на Казанский, Псковский — это белокаменные кремли, и между ними есть большое сходство.