АстраКульт

Михаил Гейфман: гармоника – мой инструмент

Молодой джазист – о себе и о музыке 

003_11 — копия

Любить джаз может не каждый – так же, как и понимать его. Приятно и удивительно встретить человека, который в этом непростом жанре не просто разбирается, но достигает заметных успехов, несмотря на всю свою молодость. Особенно приятно, что человек этот – наш земляк и современник Михаил Гейфман. Об игре в джаз на гармонике, о знакомстве с Игорем Бутманом и много другом он расскажет сам в интервью АК.

– Михаил, почему именно гармоника?

– Так получилось. В одно время я очень заинтересовался блюзом. Мне тогда было 11 лет. В этом жанре главную спецификацию имеют два инструмента – как правило, это гитара и губная гармоника. Я долго слушал записи, думал об инструменте. У меня и гитара есть, но она мне не близка. А вот гармоника – мой инструмент, влюбился… К тому же, посмотрел фильм «Перекресток», тогда все и началось. И уже в 14 лет увлекся современным джазом, поменял тип гармоники: сначала играл на диатонической (ее я тоже не забываю), потом перешел на хроматическую.

– Чем они отличаются друг от друга?

– Возможности диатонической гармоники немного ограниченные – хотя есть люди, которые играют и классику на ней. Но все же присутствует некая грань. Хроматическая – это полноценный музыкальный инструмент, как например саксофон, труба. Технически на ней возможно играть все.

– Расскажи об учебе. Занятия интересные?

– Я обучаюсь по специальности «Фортепиано» в музыкальном колледже им. М.П. Мусоргского. Мне интересны профильные предметы (как любому музыканту). В целом, все прекрасно. Могу сказать, что какие-то умозаключения рождаются благодаря совокупности знаний, которые я получаю в колледже, и собственных «придумок».

 «Будущее джаза» – проект Игоря Бутмана, который в этом году соберет на одной сцене лучших из лучших молодых феноменов джаза.

– У тебя музыкальная семья: папа – педагог музыкального училища с 30-летним стажем, мама тоже училась в музыкальной школе, бабушка более 20 лет работала в учебно-методическом центре департамента культуры Астраханской области. Трудно продолжать музыкальную династию? Что берешь из такого богатого опыта твоей семьи?

– Не знаю, я об этом не думал (смеется). Сказать: легко или сложно – не могу. Конечно, это ответственность, и влияет тот факт, что семья музыкальная. Если бы не папа, в музыку не пришел бы, возможно. И бабушка, и мама – все меня направляли по верному пути, верными шагами. Поначалу мне было непонятно: фортепьяно – зачем мне это надо. Папа у меня всегда вел хитрую стратегию, он говорил: «Можешь прямо сейчас завязать с музыкой, если ты чувствуешь, что тебе это не нужно». Но тут же внутри меня что-то говорило, что это мое, что мне это нравится, что ближе нет ничего. С годами это чувство только усилилось, и без музыки я уже не могу, не знаю, как без нее жить.

– Дома, наверное, часто бывают музыкальные дискуссии?

– Постоянно, каждый день (смеется). Как правило, с папой говорим о джазе.

– Несмотря на юный возраст, за твоими плечами уже есть победы и выступления с известными музыкантами. Какие из них запомнились больше всего?

– Пожалуй, выступления с Игорем Бутманом. Одно из самых ярких воспоминаний – джазовый фестиваль в Сочи «Акваджаз. Sochi Jazz Festival» в 2013 году. Там было огромное количество великолепных музыкантов – причем, мирового уровня. И тромбонист Дельфеайо Марсалис, и Take6. Я помню, как уезжал очень довольный – удалось поиграть с такими музыкантами, как Анатолий Кролл (джазовый дирижер, композитор, пианист, аранжировщик, народный артист Российской Федерации, прим.), собственно с Игорем Бутманом и Московским джазовым оркестром, который он возглавляет.

Фестиваль стал для Дельфеайо Марсалиса первым визитом в Россию. Марсалис – младший брат в самой знаменитой джазовой семье, все члены которой обладают высшей джазовой наградой – National Endowment for the Arts Jazz Masters Award.

– А как попал на этот фестиваль?

– Игорь Бутман пригласил. Мы познакомились на международном конкурсе молодых джазовых исполнителей в Ростове-на-Дону. Мне было лет 15. Тогда посчастливилось стать лауреатом первой степени. Игорь Бутман был членом жюри. Нам довелось пообщаться, он даже устроил сейшн на своем мастер-классе, поиграли. Ну а затем поступило приглашение в Москву, на фестиваль «Будущее джаза».

– Соперники были сильные?

– Недостойных не было. Шикарные музыканты в Ростове-на-Дону. Были и гости из Израиля, Италии. Все они великолепные.

– Джаз и губная гармошка – непривычный дуэт. Как он родился?

– Это скорее, сложившийся стереотип. Королем гармоники считается Тут Стивименс. Когда он начинал, ему многие музыканты говорили, что гармоника – это игрушка. Однако, Телеманс доказал всему миру, что на гармошке играть можно все и на очень высоком уровне.

– Участие в конкурсах – что дает это молодым исполнителям?

– Дает многое – ведь когда приезжают музыканты, ты с ними общаешься, учишься, слушаешь. Они слушают тебя. Узнаешь больше нового, растешь. Это не обязательно должен быть конкурс, может быть и фестиваль. Происходит живое общение, многое обсуждается, а это очень важно, особенно, для джазовых музыкантов.

– Что интересного находишь для себя в астраханской культуре? Или только музыка?

– Конечно, музыка – особенно, фольклор. Есть идея создать группу, которая будет неким сплавом джаза и народной музыки.

– Уже есть что-то подобное?

– В Москве был такой проект – Звента Свентана. Его организовали две певицы, но он уже распался. Думаю, в России есть такие коллективные, детально еще не изучал.

  • Любимый фильм — «Невероятный Берт Уандерстоун»
  • Любимый литературный и киногерой — Дон Кихот
  • Последняя прочитанная книга — Ф.М. Достоевский «Идиот»
  • Любимое место в Астрахани — Парк имени Гейдара Алиева

 – Интересно узнать, какая музыка у тебя в плейлисте?

В основном джаз. Это Чарли Паркер, Бат Пауэл, Роберт Глазбер, Джон Колтрейн, Дженни Гаррет.

– Бывает свободное от учебы и занятий время? Как обычно его проводишь?

– В свободное время занимаюсь музыкой.

– Какие планы у Михаила Гейфмана на ближайшее будущее?

– Окончание колледжа и создание группы.

P.S.

Сегодня Михаил Гейфман возглавляет инструментальный ансамбль в Филармонии. Эстрадный коллектив — постоянный участник концертов, проводимых в городе.