АстраКульт

Музей в Театре: Опера, Балет и много ярких экспонатов

Наша очередная необычная экскурсия

Астраханский театр оперы и балета привык удивлять зрителя не только своими постановками, но и тем, что происходит за пределами сцены. А там столько всего, что нам даже одного дня не хватило на ознакомление. Совсем недавно мы рассказывали вам про арт-пространства на ул. Максаковой, а сегодня посвятим публикацию ярким экспонатам. Да, музей в театре — это не миф, а приятная реальность.

А еще это просторная комната, в которой отыгравшим свое спектаклям придаются новые смыслы. Сегодня мы увидим собственными глазами собрание необычных предметов — не исторических, но сказочных. И узнаем все подробности от нашего экскурсовода Дарьи Кудиновой.

Музей начинается с историй

Первый экспонат поведал нам историю о том, как сегодняшнее здание театра стало его новым домом. Прежним местом жительства был Музыкальный театр в парке «Аркадия». Кстати, в музее хранится его макет: новый театр из прежнего дома вырос, но сохранил о нем теплые воспоминания.

Переезд случился семь лет назад. 27 октября 2011 года официальное открытие театра ознаменовалось гала-концертом симфонического оркестра Мариинского театра под управлением народного артиста России Валерия Гергиева.

В величественном здании, с вершины которого видно видно всю центральную часть города, стали появляться один за другим просторные цеха: шляпный, бутафорский, пошивочный, художественный и др. Невероятно, но факт: в театре сегодня работают 600 человек, в числе которых артисты, музыканты, художники, костюмеры и другие творческие люди.

Новый дом начали обживать, но еще перед этим руководство задумало создать здесь музей. Дарья Кудинова занималась сбором материальной среды для будущего музея: буклеты, костюмы, бутафорию. Этими экспонатами постепенно наполнялись музейные витрины. На выставку отправлялись предметы с не действующих более спектаклей.

Сезон за сезоном «обрастали» интересными фактами и стены музея. Одна из них превратилась в памятный постамент: здесь собрано все, что подарили театру его сотрудники. Будучи обладателями своих маленьких театральных коллекций, они отправили все это на музейную стену: а именно, фотографии, эскизы художников, программки, афиши, буклеты, вырезки из газет…

Шекспировское платье

Музей бережно хранит и платье театральной примы. Главную солистку театра Елену Разгуляеву пригласили в Большой театр, но она решила остаться в Астрахани — и до сих пор блистает во всевозможных образах, которые мы так любим. А своим посетителям музей напомнит ее роль Дездемонты из оперы «Отелло» — здесь выставлен один из прекрасных сценических костюмов (парадный), в котором сочетаются вся сила фантазии и индивидуальный взгляд на вещи глазами и руками художника.

Марина Попандопуло — меццо-сопрано театра — сейчас работает помощником режиссера: сидит в режиссерской рубке с клавиром и ведет спектакль от и до. А в музее представлен ее костюм, в котором она выступала в роли Юлианы оперетты «Сильва». Это был один из первых спектаклей в новом здании.

Под витриной – сказка

– Детские спектакли – наши сокровища, они ставятся на высочайшем уровне в плане декораций и костюмов, — отмечает наш экскурсовод.

И тут же подтверждает свои слова, показывая нам, завороженным, костюм Золушки — он представлен в виде миниатюрной копии того самого пышного нежно-голубого платья, в котором выступала солистка театра в постановке. Здесь же есть и лошадка, и карета, которые отвезли Золушку на бал. Эти объекты были частью новогодней фотозоны.

В другой невероятно сказочной витрине выставлены кинжал, ларец, элементы костюма: накидка и головной убор. Это бутафория с ушедшей постановки «Шахеризада». Здесь же —  сверкающие камнями и золотыми узорами сумочка, посох, а также перо жар-птицы – бутафория с постановки «Египетские ночи».

Любопытная история колета

О чем это мы? Не все знают, но верхняя одежда в балете у мужчин называется «колет». Этот экспонат прибыл в астраханский театр из Большого театра в 90-е годы в качестве гуманитарной помощи. Но несмотря на то, что балетный костюм не был новым, у нас нет информации о том, кому же он принадлежал и для какой постановки был создан. Для разгадки необходимо провести целое расследование…

«Настоящие» пуанты

Когда в 2011 году в астраханском театре открывалась большая сцена, на ней выступала прима балета Дарья Климова. Но сейчас мы вспомним не только о ней, но и о ее… пуантах. И о том, что это не просто обувь: их трудно подобрать по форме ноги, а расстаться с ними балерине еще труднее.

— Для экспозиции музея я попросила у Дарьи пуанты с того самого выступления, рассказывает наша собеседница, — но она никак не решалась их отдать. А когда, наконец, согласилась, ее пуанты уже были изрядно изношены, и она стала стесняться их отдавать в музей в таком неприглядном виде. Но в этом и заключается вся суть – на сцене все так воздушно и легко, а тут — пот и труд балерины, пыль со сцены. Поэтому в музее представлены подлинные пуанты балерины, передающие неприкрытую правду обратной стороны воздушности.

Витрина Балакина

Когда Константин Балакин, ставший главным режиссером Театра оперы и балета, приехал в Астрахань, то сразу же направился в антикварный магазин: будучи петербуржцем, он очень любит историю и высоко ценит старинные предметы. Там он приобрел для театра кокошник, зеркало, пудреницу и бюст П.И. Чайковского.

Это стало очень символично для нас, потому как открылся наш театр в новом здании «Лебединым озером» и «Пиковой дамой» Чайковского. Мы даже в шутку называем тот год Годом Чайковского. А эту витрину, которую наполнил сам главный режиссер, мы называем витриной Балакина, сюда мы также разместили буклеты его спектаклей.

Отчего стулья висят?

Прямо на стене на уровне глаз посетителей закреплены два деревянных стула – осторожно на повороте! Эта «доля шутки» от создателей музея, таким образом экспонаты нарочно установила Елена Вершинина. Когда ее спрашивают: «Почему стулья висят?» — главный художник театра отвечает, что она так видит. Пояснение, не требующее комментариев.

Так что же это за предметы мебели и почему они в музее? Оказалось, что это личные вещи первого режиссера театра, очень творческого человека, лидера, который вел за собой людей в организации.

Чтобы посетить музей в Театре оперы и балета, можно записаться на экскурсию — она пройдет еще и по арт-пространствам театра, и мы гарантируем: вас ждет немало сюрпризов. Проверено на себе! 

Запись и все подробности по телефону: 66-76-28