АстраКульт

Музыка на века, или золото астраханских граммофонов

Музей культуры покажет свои сокровища

Музей культуры Астрахани ежедневно радует посетителей уютной стариной. Сегодня мы расскажем о старинных граммофонах, которые включают невероятные мелодии внутри нас…

Итак, наши сегодняшние ART&Факты…

Именно с этих музейных старожилов можно смело начинать путешествие по уютному особнячку на Чернышевского (бывшей Почтовой). Большие и не очень, они наполняют пространство вокруг неслышной музыкой.

Сегодня эти устройства, действительно, на вес золота. А появились они в конце XIX века, тогда это был настоящий прорыв в области звукозаписи! Однако в эру современных технологий уже сложно представить человека, который слушал бы пластинки на таком массивном аппарате — делают это только настоящие антиквары. Зато пластинки и в наши дни переживают особый всплеск популярности.

Именно поэтому граммофоны не просто приводят сюда новые поколения, но приводят их в невероятный восторг. Пришли в него и мы. Особенно, после интересных историй от заведующей музеем Елены Герасимиди.

Первые граммофоны стоили очень дорого, они считались настоящей роскошью.

Для сравнения: на эти деньги можно было купить коня с упряжью!

Позже рынок насытился, появились аппараты на разный кошелек — они становятся доступными большинству горожан. В Астрахани, как в одном из самых богатых городов,  граммофоны были в ходу. Их заказывали по каталогам.

Механизм у граммофонов достаточно прост: напрягается пружина, разворачивается в другую сторону, звукосниматель проходит по виниловым бороздкам и снимает звук. А изобрел этот прибор Эмиль Берлинер, которому, к слову, приписывается создание одной из первых моделей вертолета.

Рассказывают историю о помещике, который привез новинку и поставил на террасу своего дома. В свете солнечных лучей у граммофона блестела труба – это не на шутку встревожило крестьян. Они подумали, что хозяин приготовил оружие и упали тому в ноги, обещая выплатить все недоимки, лишь бы оставил их в живых.

В музее хранятся целые альбомы для виниловых пластинок. В таких массивных переплетах хрупкие пластинки можно было хранить, не опасаясь за их сохранность, к радости владельцев — поцарапать пластинку считалось огромным несчастьем, она теряла качество звука.

Граммофоны воспринимались не иначе как новый виток в развитии и были призваны служить просвещению общества. Так и было, на пластинки записывали все: молитвы, арии, танцевальные и песенные композиции.

В 20-30-е годы прошлого века формы граммофонов становятся более сдержанными и компактными. Две фирмы Берлинера – американская и английская — наводнили весь рынок, открывались дочерние предприятия.

Продавали граммофоны и пластинки две астраханские фирмы – «Лира» и, собственно, «Граммофон».

А это прибор под известной маркой «Голос его хозяина» (His Master’s Voice). Здесь изображен пес, который слушает запись с неподдельным интересом.

История картинки такова:

Этот фокстерьер был верным другом жителя Великобритании, который незадолго до своей смерти приобрел фонограф и записал на него свой голос. После смерти собака вместе с прибором достались его брату, Френсису Барро, который был художником. Пес, тосковавший по хозяину, не отходил от фонографа в ожидании голоса хозяина. Именно эта картина и вдохновила художника. Правда, покупатели на картину нашлись не сразу: компании отказывались верить, что собаки слушают фонограф. В конце концов приобрела эту картину компания «Граммофон».



А мы, тем временем, узнаем все больше интересного. Например, об иголках.

Казалось бы, такая незначительная деталь — заостренный кусочек металла. Но затупившуюся иглу необходимо было заменить, иначе она бы повредила пластинку. Специально создавался искусственный дефицит, чтобы пользователи скупали иголки за большую цену.



И, наконец, венец музыкальной экскурсии — шарманка.

С этим удивительным механическим прибором тоже связана интереснейшая история.

Изобрел шарманку итальянец Барбьери. И первая мелодия, прозвучавшая на ней — «Прекрасная Катрин» («Шарман Катрин» — франц.) – дала название для этого прибора. Хотя в России её иногда называли «Катаринка».

Шарманка в музее культуры Астрахани исполняла 10 произведений, по одному на 2 килограмма ее веса. Массивыный инструмент был изготовлен в Одессе неким Гиго Майсурадзе. Принцип работы прибора схож с органом: воздух набирается по трубам. Мелодию можно было переключить с помощью специального рычага. И в Астрахани тоже были шарманщики.

Жаль, что их мы уже не увидим, но прикоснуться к волшебству ушедшего времени всегда можно, заглянув на улицу Чернышевского, 4 — в музей культуры Астрахани.