АстраКульт

Звуки вечности… История возрождения божественной музыки

Рассказывает Наталья Фомичева

астраханский орган

Его называют королем инструментов, а его звук — божественной музыкой. Сегодня мы поговорим об астраханском органе — с человеком, который многие годы служит этому удивительному инструменту. Управляющая Благотворительным фондом «Возрождение Астраханского органа» Наталья Фомичева поведала нам интересные истории и раскрыла несколько секретов волшебства.

DSC_8430_result

Немного истории

Более двух веков назад Астрахань услышала божественную музыку – именно так называют ценители звучание органа. И что примечательно — одними из первых именно астраханцы оценили царственный инструмент. Наш город стал третьим в России, после Москвы и Санкт-Петербурга, где появился орган. Его установили в Лютеранской Кирхе в 1778 году. Новый орган был установлен в Римско-католическом храме Успения Пресвятой Богородицы в 1904 году, а в 1975 году еще один орган — чешской фирмы Rieger-Kloss появился в Большом зале Астраханской государственной консерватории.

Родоначальником органных концертов в Астрахани более 100 лет назад стал Артур Капп – пианист, дирижер, композитор, директор Астраханского музыкального училища.

Непростые времена

Сегодня уже трудно представить Астрахань без звучания органа, но эта история вполне могла случиться. С началом нового тысячелетия орган консерватории начал давать сбои. Именно поэтому в 2001 году Наталья Фомичева создала Благотворительный фонд «Возрождение Астраханского органа», который занялся сбором средств для ремонта инструмента. У Фомичевой появились единомышленники. Помочь стремились многие: и руководство региона и города, и самые обычные люди, взрослые и дети. Оценив такой порыв, к акции присоединилось министерство культуры Российской федерации, выделив солидный транш.

DSC_8419_result

Музыка для всех

Несмотря на то, что органу требовалось восстановление, музыка не прекращала звучать: в Большом зале Консерватории регулярно проводились концерты органной музыки, число слушателей которых возрастало с каждым разом. Вскоре нужные средства были собраны, и орган был восстановлен. Здесь, в Консерватории, а затем и в Римско-католическом храме (известном как Костел), дают органные концерты по сей день: известные музыканты из разных городов нашей страны и зарубежья дарят астраханцам свое искусство. Наталья Фомичева продолжает работу Фонда и сама организует большие концертные программы, в том числе в рамках благотворительного проекта и Президентского гранта «Музыка для всех».

 Кстати, Астраханскому костелу уже ни много ни мало 250 лет!

 «В 2017 году наш Фонд стал победителем Первого Президентского гранта!», — с гордостью отмечает Наталья Фомичева. К слову, лишь три общественные  организации Астраханской области  смогли победить в этом серьезном конкурсе. И то, что среди них оказался фонд, организующий концерты, — совсем не случайно.  Понимая, как много значит музыка для каждого, Наталья Борисовна всегда стремилась устраивать  благотворительные концерты для тех, кто не мог приобрести билет. Договаривалась с министерством соцзащиты, другими спонсорами. Президентский грант позволил сделать органные концерты доступными для большего количества астраханцев. Так что название проекта «Музыка для всех» в полной мере соответствует своему содержанию.

Сейчас в Астрахани органные концерты переживают второе рождение. Не только именитые музыканты радуют своими выступлениями астраханцев, но и наши юные таланты — учащиеся детских музыкальных школ, студенты музыкального колледжа и консерватории выходят на профессиональную сцену. Вспомнить хотя бы недавние Рождественские концерты, ежегодно проходящие уже более 10 лет. И в этом году под сводами костела  вновь звучали детские голоса.

Профессия «органист»

Имя Натальи Фомичевой у астраханцев прочно ассоциируется с органом. Кажется, она играет на этом невероятном инструменте с рождения — ну или, по крайней мере, с ранних лет. Но оказалось, все совсем не так.

DSC_8393_result

 Я поздно пришла к этому инструменту — долгое время работала концертмейстером в консерватории, аккомпанировала хору на фортепиано. Но однажды меня попросили сыграть на органе. Я волновалась, ведь была совсем с ним не знакома. Но стоило только прикоснуться к клавишам и услышать этот звук – и я словно оказалась в плену. Это была самая настоящая любовь с первого взгляда. Мне сразу же захотелось связать свою дальнейшую жизнь с этим инструментом. Целый год я самостоятельно занималась по 6-8 часов в день. Позже ректор Казанской Консерватории Рубин Кабирович Абдуллин, прослушав меня, пригласил на стажировку в Казанскую консерваторию.

При этом Наталья Фомичева подчеркнула, что все органисты начинают свой путь с освоения фортепиано.

Орган и фортепиано

На первый взгляд, у этих инструментов есть невероятная схожесть — они оба клавишные. Однако в то время как звук фортепиано извлекается путем удара молоточком о струну, у органа принцип звукоизвлечения совсем иной: звук в нем появляется благодаря воздуху, проходящего через трубы. Кроме того, орган имеет не одну, а от двух и более клавиатур – мануалов. Есть также и клавиатура для ног – педаль. Таким образом, помимо рук, органист играет еще и ногами, — рассказывает нам Наталья Фомичева.

Играть нужно в специальной обуви с гибкой подошвой, которая не нарушает чуткости ноги при работе на этом инструменте.

DSC_8404_result

Еще одна особенность: в отличие от фортепиано, орган обладает огромным разнообразием тембров. В его звучании можно услышать и флейты, и гобои, словом, всю палитру инструментов симфонического оркестра.

Окрыленные примером Натальи Фомичевой, мы спрашиваем: как же можно научиться столь непростому искусству? Наша собеседница с улыбкой отвечает, что если есть желание и любовь к инструменту, то преодолеть можно любые трудности.

астраханский орган

Секрет в акустике

Орган чувствует себя в костеле как дома — наверное, именно поэтому его звучание производит такой мощный эмоциональный эффект. Но главный секрет — в акустике.

  Лучшего акустического места в Астрахани для органа просто не найти. Несмотря на то, что наш орган цифровой (не имеет труб), именно акустика обеспечивает столь прекрасное, объемное звучание и создает иллюзию «присутствия» настоящего органа. Вместе с тем, и сама обстановка храма располагает к погружению в свой внутренний мир. 

астраханский орган

Кстати, в концертах Фонда орган выступает не только в роли солирующего инструмента, но и в ансамбле с другими инструментами и голосами.

Волшебный сон

Органные концерты в храме имеют отличительную особенность. В концертных залах орган установлен на сцене и слушатели могут видеть исполнителей. В Костеле же музыканты находятся на балконе позади публики. Это позволяет слушать музыку и не отвлекаться на визуальный ряд. Слушатели так погружаются в удивительное звучание органа, инструментов и голосов, что на некоторые время словно уходят от реальности.

Processed with VSCO with a6 preset

Завсегдатаи органных концертов рассказывают, что впечатления от органной музыки настолько сильны, будто сладко засыпаешь во время ее звучания. Слушатель погружается в свои мысли, пока магия мелодии уносит его куда-то далеко от действительности.

«Это чувство знакомо и мне, – говорит Наталья Фомичева – После каждого концерта я убеждаюсь, что органная музыка сейчас стала необходимостью для очень многих людей, что она востребована, и потому она продолжает жить и звучать. Ведь недаром  в названии нашего Фонда есть слово «возрождение».