«Оркестр», или «Почему одиночество поет хором»
Рецензия Галины Лавриненко
Больше года назад я уволилась из Астраханского Театра Кукол с должности завлита. Просто поняла, что работа с документацией приводит меня к депрессии и унынию. Но часть моей души осталась в этом театре. Сплоченный творческий коллектив в нем умеет, «обходя острые углы» полностью сосредотачиваться на работе и добиваться отличных результатов. В этом я и убедилась лишний раз, побывав на спектакле «Оркестр» по пьесе Жана Ануя, в постановке Сергея Балыкова. Долго не получалось попасть, и вот наконец…
Почему решила написать об этом? Потому, что катарсис после просмотра спектаклей давно не испытывала. А здесь букет эмоций, диалог с собой и во время просмотра, и после и, в итоге, такая любовь к персонажам и, вдруг, к людям в целом, что понимаешь – работа души была всепоглощающей.
Мы вместе здесь в этом мире. Но как же, каждый из нас одинок! Одиночество пело хором… Самая высокая нота – щемящее отчаяние Сюзанны Делисиас в исполнении замечательной актрисы Тани Терёшиной (люблю её со времен «Флоры»). Эта героиня в поисках любви получила пустышку. Иллюзию. Когда-то разгоревшаяся страсть превратилась в муку. И как иначе? Ведь слабохарактерный, безвольный, порабощенный страхом Леон, в исполнении Георгия Бутусова не способен на решительные шаги. Он может одарить только сомнением и болью. Как свою супругу, так и любовницу Сюзанну. Леон обладает наблюдая. Его удел – исподтишка заглядываться на красоту и пускать слюни, жалуясь на отсутствие счастья. Но как ни странно персонаж не вызывал отвращения. Он был трогательным и даже обаятельным. Чувствуя, что своим бездействием разрушает чужие жизни, Леон отгородился от мира чувством вины.
Актриса Людмила Серебрякова в роли Эрмелины, как всегда очаровательна. Я впадала в медитативное состояние, наблюдая за ней (здесь уместен смайл с улыбкой во весь рот). Напоминала она почему-то журчащий ручей. Ручей резво бегущий, со своим ярым стремлением впасть в безбрежное море. Но вокруг глухой лес… И больше никаких источников кроме самого ручья. Что-то не так! Что-то не так с самой Эрмелиной! С человеком, которого она назвала любимым. Эрмелина понимает это, но не знает, где найти ответы. Мужчина не замечает её ухода из дома. Его присутствие в её жизни только подчеркивает одиночество этой героини. И это ли не страшно? Свою боль она доверяет Леоне (актриса Олеся Казанова). Но Леона, хоть и прекрасный слушатель, вряд ли поможет спастись от тоски. Потому, что в своем выразительном молчании она тоже таит какую-то боль. И благодаря игре актрисы было полное ощущение, что сопереживание Леоны – это бегство от себя самой. В момент наблюдения за чужой жизнью, она не думает о серости своей собственной. И эта пауза приносит облегчение.
Наталья Цветкова в образе Памелы очень красива. И если сама актриса этим только привлекает, то героиня, которую она играет, отталкивает своей привязанностью к внешней стороне всего сущего. Простите за пафос! Вот и от родной дочери она откупается красивой мишурой, не в силах дать ей любовь, заботу и тепло. Она ищет подтверждения своей неотразимости в глазах мужчин, которые каким-то унылым караваном идут по её жизни. Её конфликт со старой девой Патрицией, в исполнении Елены Булаховой, является внутренним, прорвавшимся наружу.
Елену Булахову я видела на сцене впервые, но считаю, что это хорошее «приобретение» для Театра Кукол. Очень характерная, яркая, обаятельная артистка, тем не менее убедительно сыгравшая женщину, которую с уверенностью можно назвать и «серой мышкой» и «синим чулком». Своё одиночество она оправдывает любовью к маме, которую без конца проклинает, и страстью к искусству. И невероятной жалостью проникаешься к Патриции, глядя как та упорно старается удержать маску благодетельницы. Но из под маски выглядывает лицо пропитанное гневом и отчаянием.
И, наконец, единственная ложка дегтя в этой истории – это мужественность артиста Юрия Дубоносова, который играя в спектакле мадам Ортанс, должен был заигрывать с пианистом Леоном. Но об этом флирте я узнала исключительно из текста Ануя. Хорошо это или плохо, даже не знаю ))) В остальном его героиня мне показалась очень цельной. Она является некой осью, на которой держится весь оркестр. Деспотичная, но не желающая принимать никакой негатив она словно скрепляет горькие истории героев. Не дает им расслабляться и погружаться в тяжелые мысли. Даже вступая с ними в конфликт, она словно отрезвляет каждого. Порой нужна жесткость в борьбе с унынием. Может быть, поэтому и был назначен Сергеем Балыковым на роль мадам Ортанс актер, а не актриса.
В общем, за полтора часа я устала, проживая судьбу каждого персонажа, но получила невероятное удовольствие. Жаль только, что финансирование Театра Кукол таково, что не позволяет потратить деньги на рекламу этого спектакля. И большинство астраханцев даже не представляют, что в нашем городе существует такое явление, как «театр кукол для взрослых». И в частности, замечательный спектакль «Оркестр», который будет интересен любому, кто видит смысл жизни не только в потреблении.