От Левитана до Куинджи: шедевры «Догадинки»
Часть II
Ранее мы уже писали о богатой коллекции Астраханской картинной галереи. Благое дело, начатое коллекционером и меценатом Павлом Догадиным было поддержано последующими поколениями музейщиков, и сегодня наш город хранит признанные шедевры живописи. О некоторых из них поговорим сегодня.
Познакомимся с некоторыми из них.
Исаак Левитан «Цветущий луг». 1890-е
Как мы уже сказали, эта картина стала одной из первых в богатой коллекции Павла Догадина. К творчеству Левитана астраханский коллекционер относился с особым вниманием и любовью. Впоследствии он приобретет еще десять работ художника, и все они будут находиться уже в первой экспозиции галереи.
_______________________
Алексей Саврасов «Ранняя весна. Оттепель». 1880-е
Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа в своем творчестве особое место отводил пейзажам весны. Есть такие работы, через которые мастер повествует зрителю о бесконечной радости пробуждающейся природы. А есть такие картины, в которых скрыта глубокая грусть и переживания автора. Как раз таким произведением, наполненным глубочайшим лирическим ощущением, является полотно под названием «Ранняя весна. Оттепель». Картина является авторским вариантом произведения мастера «Грачи прилетели», представленным широкой аудитории на первой выставке Товарищества Передвижников в 1871 году. Пейзаж «Ранняя весна. Оттепель» поступил в собрание Астраханской картинной галереи из Государственного музейного фонда в 1927 году.
_______________________
Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре». 1880
Летом и осенью 1880 года Куинджи начал работу над новой картиной. Еще до ее завершения публика начала осаждать художника с мольбами увидеть это — слухи о рождении большого шедевра распространялись стремительно. «Лунная ночь на Днепре» завораживала глубиной цвета и магической красотой природы. На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской — картина обрела поистине легендарную славу и стала настоящей сенсацией. Позже на Большой Морской улице выстраивались длинные очереди, люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Во избежание давки публику запускали в зал группами. В Астраханской картинной галереи экспонируется авторский вариант этого известного произведения, ранее принадлежавший коллекционеру Гучкову, и новые поколения астраханцев продолжают испытывать восхищение, глядя на нее.
_______________________
Валентин Серов «Сирень» (этюд). 1886
Произведения Валентина Серова, яркого представителя русского изобразительного искусства рубежа XIX-XX веков, по словам Игоря Грабаря, эпохи «поворота от идейного реализма к реализму художественному», также представлены в коллекции астраханского музея. В экспозиции Каминного зала галереи находится приобретённый П.М. Догадиным этюд «Сирень», созданный в 1887 году. Небольшая работа замечательно демонстрирует главное проявление серовского искусства – умение показывать красоту и эмоциональную выразительность самого простого, но полного жизненного трепета, передавать «дыхание» натуры. Этюд написан свежо, крупными пастозными мазками, создающими впечатление пышности и объема цветущей ветки сирени.
_______________________
Илья Репин. «Кузьма Минин» (эскиз). 1894
Илью Репина по праву называют художником, в творчестве которого отразилась эпоха. В числе прочих произведений этого выдающегося реалиста в Астраханской картинной галерее экспонируется его эскиз к неоконченной картине «Кузьма Минин», созданный в 1894 году и ранее находившийся в богатом собрании Цветковской галереи в Москве. Минин обращается с воззванием к огромной толпе, заполнившей соборную площадь. Его силуэт выделяется на фоне белокаменного Нижегородского собора. Эскиз написан широко и свободно, а колорит построен на мягких оттенках серебристо-голубого и охристого цветов.
_______________________
Марк Шагал. «Метельщик». 1914
Работа «Метельщик» Марка Шагала — является важной частью коллекции авангардного искусства 1910-х годов Астраханской картинной галереи. Своеобразие «Метельщика» заключается в гениальной простоте и в шагаловском сочетании реального и космического: повседневный образ уличного дворника превращается в существо, творящее вихри судьбы. Со свойственной ему парадоксальностью художник поворачивает героя спиной к зрителю, словно предлагая домыслить его образ.
Подробнее о коллекции авангарда в Астрахани в другом нашем материале.