АстраКульт

Поддержим местного драматурга: первые плоды знайнашевцев

Спойлер: главные результаты впереди

Каждый третий понедельник месяца в Общедоступном театре «Периферия» проходят традиционные посиделки. В этом сезоне на них читают и пьесы выпускников драматургической школы «Знай наших!», которая завершилась в сентябре. Теперь, спустя полтора месяца, организаторы Александр Беляев и Лидия Елисеева уже могут более объективно оценить её плоды. Об этом мы и решили с ними поговорить.

– Первый вопрос будет таким же, как в интервью с кураторами школы – Ольгой Варшавер и Ириной Васьковской: чего вы ожидали от этого события и оправдались ли ваши ожидания?

А. Б.: Результат превзошёл все мои ожидания, даже самые смелые. Помню, вначале я успокаивал Лидию: «Не переживай ты так. Если получится хоть что-то, даже на уровне мысли, то мы уже не зря всё это затеваем». А в итоге на заключительном марафоне прочитали аж семь пьес. Ничего себе «на уровне мысли»! Я рад, что школа получилась, и получилась не формальной, не ради галочки. Как, собственно, и задумывалась.

Л. Е.: «Знай наших!» планировалась как школа для всех желающих. То есть ни мы, ни кураторы изначально никого не отбраковывали, всем давали зелёный свет. Были уверены, что дальше сработает, как говорится, естественный отбор; каждый сам для себя решит: могу – не могу, интересно – неинтересно, моё – не моё. Так и получилось. Никаких «рекомендательных писем» мы не давали, и наставники всех воспринимали одинаково. Прелесть в том, что вы, участники, сами выстраивали с ними отношения. Те, кто действительно пришёл учиться писать пьесы, получили, что хотели, и продолжают работать, посылают тексты на конкурсы. Я, например, была очень рада узнать, что Стас Шалковский отправил свою пьесу «В будущее через окно» на конкурс новой драматургии «Ремарка». Замечательно, что лаборатория получилась такой пролонгированной и участники до сих пор общаются с кураторами.

– Да, Ирина Васьковская, например, продолжает работать как минимум с двумя нашими «школьниками». У неё поистине ангельское терпение: недавно вот прочитала уже третий вариант моей пьесы и снова дала подробнейшие комментарии.

Л. Е.: Ира чудесная. Мы познакомились с ней на «Коляда-plays» и захотели непременно пригласить в Астрахань. Поэтому, когда возникла идея школы, мы сразу ей написали. Она, правда, никогда не участвовала в подобных лабораториях: выступала только как драматург. Так что для неё, как и для вас, это первый опыт. Я видела, как профессионально она работала: грамотно, деликатно. Надеюсь, ей всё понравилось.

А уж нам тем более! (Смеётся) Ольга Александровна Варшавер – какое количество новых текстов она нам открыла! А ее идея «бродилки»? После знакомства с нашим городом она так загорелась этим, что зажгла всех вокруг, и до сих пор помогает в работе над будущим спектаклем – экскурсией по Астрахани (он запланирован на весну).

Ольга Варшавер в Доме актера. Фото: Алексей Маторин

В этих людей просто нельзя не влюбиться. По-моему, они ни к кому не отнеслись пренебрежительно или свысока. Поэтому хочется искренне поблагодарить всех, кто с нами сотрудничал. Когда основой совместной деятельности становятся не деньги, а нечто большее, когда смешиваются какие-то… интеллектуальные и творческие потоки, что ли, создаётся очень хорошая атмосфера для творчества. А по-другому нам неинтересно.

Ирина Васьковская во время экскурсии по дому-музею Хлебникова

– По итогам школы прошёл марафон читок. Сейчас пьесы «знайнашевцев» читают в рамках театральных понедельников. А планируются ли постановки по ним?

А. Б.: Ставить, на самом деле, можно всё: материал добротный, качественный. К примеру, «Кекс» Олеси Сырник – настоящее открытие лаборатории: в 16 лет написать такую достойную, весёлую, смешную пьесу – это просто здорово. Если бы у меня ещё хватило фантазии, чтобы растянуть её хотя бы на полтора часа… Возможно, Олеся напишет другую одноактовку такого же плана, и мы их объединим. Та же история, кстати, с инсценировкой Юлии Дьячковой «Луиза, вернись домой». Хорошая, но короткая вещь. А с «Кексом» её ну никак не свяжешь: очень уж они разные. Пока думаю, в общем. Какие-то пьесы я отдал на откуп Денису и Кате (Денису Кораблёву и Екатерине Якшиной, актёрам «Периферии». – Прим.). Сказал: ставьте, а я в нужный момент подключусь – помогу и подскажу.

Олеся Сырник. Фото: Алексей Маторин

– А почему не стали ставить сами?

А. Б.: Ну вот, взять, например, пьесу Ани Макаровой «Светлое будущее». Очень симпатичная, но написана примерно в том же ключе, что и «Френдзона» или «Мама, мне оторвало руку». Не могу сказать, что мне это неинтересно, – отнюдь. Просто я уже точно знаю, как это сделать, и постановка превратится в попытку найти для себя ход, которым я ещё не пользовался. То есть к пьесе это будет иметь несколько опосредованное отношения и на пользу делу, конечно, не пойдёт. Поэтому я сказал ребятам: давайте, пробуйте. Посмотрим, что из этого выйдет.

Л. Е.: Мы даже подумываем посвятить следующую «Жару» (лабораторию современной драматургии. – Прим.) режиссёрам-астраханцам. Видите, одна идея всегда тянет за собой другую. В пустыне, на голых камнях ничего не вырастет.

«Марафон читок». Фото: Алексей Маторин

– Мы сейчас говорим о плюсах и радостях школы, но ведь наверняка были и какие-то разочарования…

Л. Е.: Разочарований, слава богу, не случилось. Очень жаль, правда, что пока не родился текст о художнике Кустодиеве. Хочется сказать огромное спасибо Власте Петеровне Ватаман (старший научный сотрудник Дома-музея Бориса Кустодиева. – Прим.) за сотрудничество. Специально для нас она подготовила интересный и действительно уникальный материал.

Так любить объект своего изучения не каждому дано. И я уверена, что произведение, посвященное Борису Михайловичу, обязательно появится. Ведь талант и энтузиазм таких людей, как Власта Петеровна или Александр Александрович Мамаев (хранитель Дома-музея Велимира Хлебникова. – Прим.), очень заразительны. К примеру, на марафоне читок была представлена промопьеса о Велимире Хлебникове авторства Григория Миляшкина, чему мы очень рады и с нетерпением ждем её окончательной версии. Если в истории Астрахани есть личности такого масштаба, почему бы не сделать их своеобразными брендами города? Но пока даже не все астраханцы знают, кто эти люди. Удивительно.

Григорий Миляшкин. Фото: Алексей Маторин

– Как раз таки ничего удивительного: нет пророка в своём отечестве.

Л. Е.: Да, возможно, мы несколько иначе смотрим на всё это, потому что сами не из Астрахани. Впрочем, я думаю, ещё рано расстраиваться. Можно ведь месяцами и даже годами вынашивать идею, а потом она раз – и выстрелит.

– Вот, кстати, о будущем: ждать ли вторую школу?

Л. Е.: Очень на это надеемся и очень этого хотим. Кстати, если мы в следующем году будем затевать эту лабораторию, то подготовку начнём заранее. Где-то весной определимся с темой, участниками и кураторами. А в сентябре уже пройдёт заключительный этап.

А. Б.: И работать участники будут в более жёстких условиях – писать строго на заданную тему. Это, конечно, несколько ограничит полёт творческой мысли, зато полезнее в плане профессии. А вообще, наша мечта – настоящий театральный фестиваль в Астрахани. Сделать это, на самом деле, не так сложно: в России есть невероятно интересные независимые театры, которые уже заявили о себе в современном театральном мире, и вряд ли они откажутся от освоения нового пространства. Всё упирается только в деньги. Ведь это, как правило, частные театры, и финансовая поддержка им явно не помешает. Но мы не отчаиваемся и никуда не торопимся. Всему своё время.

 

Беседовала Анна КОЧЕРГИНА,
участница школы «Знай наших!»