Портрет-бенефис Виолетты Власенко. 3 главные роли ее жизни
Рассказывает актриса драмтеатра
Она посвятила Астраханскому драматическому театру 20 лет своей жизни, став его примой.
В Астрахань молодая актриса приехала после окончания Киевского театрального института и покорила этот город талантом и обаянием, которое захватывает все и всех вокруг.
Однажды художественный руководитель, увидев ее, произнес: «Анна Каренина». И ради нее создал и воплотил в жизнь инсценировку романа великого Льва Толстого.
Это первые штрихи к портрету Виолетты Власенко…
Об остальном расскажет нам ведущая актриса Астраханского драмтеатра — в процессе увлекательной беседы.
– За два десятилетия вы сыграли на родной сцене множество разноплановых ролей. А какие из них считаете лучшими?
— Первые работы волновали меня особо. Это Елена Кармина в пьесе Н. Островского «Женитьба Белугина» и Джил Тенер в пьесе Л. Герша «Эти свободные бабочки». Запомнились потому, что мы делали постановку самостоятельно. В свой отпуск все буквально горели от жары и над творческим процессом. Постановка вышла на Большой сцене, зрители её полюбили. Приятно было и первое признание публики. Сегодня я не обижена материалом. Каждую роль в своей творческой биографии ценю.
Когда творцу блокируют выход его дарования, в этом есть определенный посыл на развитие и рост. Был и такой период — где-то лет пять — когда я не входила в новые постановки. Было сложно, но пережила. Благодаря репертуару и зрителям, которые никогда меня не забывали. Держалась зрительской любовью. Поддержала и труппа. У нас лучшая труппа — моя семья, мои друзья.
– Вы 10 лет посвятили театральной педагогике. Так что у вас в этом году юбилей-юбилей. (Виолетта смеется: «Тройной, еще и сорокалетие.»). Расскажите о своем Мастере.
– Мой педагог — Николай Николаевич Рушковский, народный артист СССР, выпускник школы-студии МХАТ, профессор Киевского государственного института. Он возглавлял в свое время СТД Украины и был великим Мастером. Сегодня думаю, что я, 16-летняя, не в полной мере впитала все, что он нам передавал.
– Ничего не упустили: стали и успешной актрисой, и педагогом…
– Да, видимо, благодаря наставнику, который повлиял и на душу, и на сердце, я преподаю сегодня. И на сцену со мной уже выходят мои первые выпускники. Первый опыт был в Астраханском училище культуры. Четыре года назад мне предложили набрать свой курс актеров в Астраханской консерватории. Я преподаю мастерство и сценическую речь. Верю, что ученик должен превзойти своего учителя. Меня огорчает, если я вижу, что у меня, как педагога, что-то не получилось. А успехи студентов радуют больше, чем свои: из предыдущего выпуска практически все устроены по специальности.
– Остаются ли силы на воспитание собственных детей? Расскажите о своей семье.
– Успеваю всё — главное, распределить себя в пространстве. Чем больше я загружена, тем больше делаю. Ещё надо уметь делегировать. У нас с мужем — режиссером Астраханского драматического театра Алексеем Матвеевым — демократичная семья. Мы воспитываем детей ради них самих, а не реализуем собственные амбиции. Они все — личности, мы поддерживаем любые их начинания. Старшая дочь Полина много читает и хорошо пишет. Её сочинения — произведения искусства. Она вписывается в европейский образ жизни. У нее шарм Франции, и я привила ей любовь к этой стране. Младший сын Богдан, думаю, по его артистизму и гуманитарной направленности пойдет по нашим стопам. Он уже и доигрывает, и держит актерскую паузу. Дочь Соня — спортсменка, она нацелена на результат и добивается его. Жизнь покажет, что они выберут, а мы всегда поддержим.
– Вы предпочитаете работать с мужем-режиссером или, скорее, с другими режиссерами?
– Правило номер один в нашей семье: не смешивать работу и личную жизнь. За 18 лет оно ни разу не нарушалось. С Алексеем Матвеевым легко не только мне, а всей труппе театра. У нас тоже хороший тандем, сотворчество. Иногда действует принцип: «Отрицаешь — предлагай». Хотя бывает в театре и такое, что актриса и режиссер в браке не могут творить.
– Поклонников у вас много, как муж на это реагирует?
– Да, мы рады, что поклонники мне звонят и пишут. Стараюсь, пусть кратко, но ответить. В Астрахани маленький театральный мир и я знаю многих. Мы очень ценим обратную связь и зрительскую любовь.
– Были разные периоды в вашей творческой биографии. Вроде для итогов рано, а что-то еще и не сбылось?
– Я всегда самокритична. Но сегодня могу сказать, что есть перспектива роста. Для меня важно: быть в процессе становления 24 часа в стуки. Актриса раскрывается и с приходом в постановки новых режиссеров, а в труппу — новых художественных руководителей. У Мастеров определенный почерк: работа со Станиславом Таюшевым и с Никитой Ширяевым — это важный опыт. Я рада, что сегодня драматический театр переживает новый период с известным режиссером Игорем Лысовым. Его работа раскрывает перед актерами новые высоты мастерства. Ещё не так давно сбылась моя студенческая мечта. Я сыграла Машу в пьесе Антона Чехова «Три сестры», в постановке Алексея Матвеева.
– Что вы сейчас репетируете?
– У меня главная роль в пьесе Жана Жираду «Безумная из Шайо», которую ставит Алексей Матвеев. В ней с легкостью жанра мы раскрываем злободневные темы. В век Золотого Тельца некоторые мужчины одержимы животными страстями, а у их женщин все на продажу. Но миром, всё же хочется верить, правит Любовь.
– Подводя итог нашего интересного разговора, ответьте на вопрос: так какие роли главные?
– Мать и Жена, Актриса и Педагог.
P.S.
Уже 25 января зрители смогут увидеть Виолетту Власенко, а также большую часть труппы драмтеатра в премьерном спектакле «Безумная из Шайо». Уверяем: такой нашу героиню вы еще не видели!