Сокровища «Догадинки»: 5 именитых картин
Часть I. Нестеров, Врубель, Айвазовский…
Астраханская картинная галерея в некотором роде повторяет судьбу знаменитой «Третьяковки». Музей был открыт в 1918 году благодаря деятельности замечательного человека и мецената, любившего искусство. Павел Михайлович Догадин — сын купца II гильдии — в начале 1910-х годов начинает увлечённо приобретать произведения искусства для своей частной коллекции.
Первыми работами в собрании астраханского коллекционера стали этюд к «Цветущему лугу» Исаака Левитана, живописный пейзаж «Волга. Облака» Ивана Калмыкова и графический рисунок «Валаам» Ивана Шишкина.
Познакомимся с некоторыми из них.
Михаил Нестеров
Эскиз к работе «Видение отроку Варфоломею». 1889–1890
Одна из самых знаменитых картин музея – эскиз к работе «Видение отроку Варфоломею» была приобретена Павлом Догадиным у самого Михаила Нестерова в 1916 году после длительной переписки с художником. Сюжетной основой для картины стал фрагмент рукописи монаха Епифания Премудрого о жизни известного духовного подвижника Сергия Радонежского, основателя Троицкого монастыря, известного сегодня как Троице-Сергиева лавра. На своем полотне Нестеров запечатлел старца в черном одеянии и мальчика-пастушка, с почтением замершего перед ним.
Михаил Нестеров
«За Волгой». 1905
Еще одна удивительная работа Нестерова – «За Волгой». На берегу великой русской реки изображены две фигуры, словно две судьбы, не сложившиеся в одну: уверенный в себе мужчина, возвышающийся над простором, и молодая женщина, в глазах которой неимоверная тоска. С мастерством тонкого знатока загадочной русской души художник очень точно передал настроение своих героев. А неброско выполненный пейзаж только подчеркивает состояние человеческих душ. Картина также была приобретена Догадиным у самого художника.
Иван Айвазовский
«Вид моря ночью». 1873
Айвазовский является самым известным художником-маринистом России. Его морские пейзажи являются неотъемлемой частью всемирного живописного наследия. Марины Айвазовского хранятся в музеях и частных собраниях всего мира. Талант Айвазовского мариниста был признан ещё при жизни художника, который являлся действительным членом нескольких академий художеств. Картина «Вид моря ночью» поступила в собрание Астраханской картинной галереи из Румянцевского музея в 1927 году.
Михаил Врубель
Вариант на тему «Царевна Лебедь».
Мотив экрана для камина
«Художник Божией милости», «Фауст Русской живописи», – одни из многочисленных характеристик данных современниками и потомками Михаилу Александровичу Врубелю. Жизнь художника была печальной и трагической. Судьба лишила его единственного сына, умершего в малолетнем возрасте. Сам художник ослеп и умер в психиатрической клинике. Некоторые его произведения приковывают внимание зрителя мощной энергетической экспрессией. В рекордный по количеству приобретений 1915 год Павел Догадин приобретает в Москве в антикварном магазине «Венеция» у Голикова эскиз экрана для камина к постановке «Сказки о царе Салтане» в загородном имении Саввы Мамонтова в Абрамцево.
Казимир Малевич
«Жница». 1912 г.
Казимир Малевич – один из идеологов русского авангарда, создатель супрематизма, нового направления в искусстве, утверждавшего главенство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Картина «Жница» из собрания Астраханской картинной галереи создана в 1912 году и относится к так называемому первому крестьянскому циклу. Один из ярких сторонников знаковости формы и цвета, Малевич во многом черпал художественные впечатления в традиционном народном искусстве. В автобиографии художник писал: «Деревня занималась искусством… крестьяне создавали предметы, которые я любил. Именно в этих предметах таится секрет моей симпатии к ним».
подробнее о коллекции авангарда в Астрахани в другом нашем материале.