Николай Герасимиди: люблю мастерить с детства
Особенности театральной бутафории
В области искусства работают множество высоких специалистов. Кто-то публичен, а кто-то активно трудится что называется «за кадром» и получает восхищение своими творениями – на выставках и премьерах. Нашу рубрику «Редкая профессия» откроет замечательный и, что самое главное, «штучный» мастер театрального дела — Николай Герасимиди, заведующий бутафорским цехом Астраханского театра оперы и балета.
По собственному признанию Николая Федоровича, к своей работе «бутафором в оперном театре» он шёл всю жизнь.
С детства любил что-нибудь мастерить своими руками: и для себя, и для друзей. Изготавливал деревянное оружие, с которым так здорово было играть в войнушку. Долго, но азартно вырезал оригинальные шахматы с настоящими королём и королевой, гарцующими конями; деревянные маски и другие изделия из дерева, которое и сейчас является моим любимым материалом. Для дома мастерил самодельную мебель. Но это всё было на уровне любительства, хотя мастерство я оттачивал постоянно…
Образование он получил техническое. Закончил Астраханский радиотехнический техникум. А только в 2014 получил предложение работать в Астраханском театре оперы и балета.
«Показал свои изделия — они понравились. И вот уже три театральных сезона я работаю в просторной бутафорской мастерской на девятом этаже театра-дворца»
Ремеслу бутафора учат в одном-двух учебных заведениях столичных городов — Москвы и Питера. Но мало кто из бутафоров провинциальных театров получает специальное образование. Наверное, в моём случае, всё сошлось – признается наш собеседник.
«Имел навыки, склонность природную, огромное желание что-то мастерить, удивляя окружающих».
Бутафор в театре — работа очень специфичная. Она сродни изобретательству. Например, к опере «Осуждение Фауста» нужно было изготовить трёхметровую голову мыслителя, демиурга. Обычно в таких случаях прибегают к услугам скульптора-монументалиста. Но Николай Герасимиди придумал технологию, которая позволила сделать это и быстро, и не затратно.
Мы делали томографию. Полуметровый пластилиновый слепок головы разрезали на несколько горизонтальных частей-выкроек. Каждую увеличили в семь раз, сделав модели из пенопласта, наложили их друг на друга послойно, получив трёхметровую глыбу и затем, глядя на имеющийся в резерве (изготовленный главным художником театра Еленой Вершининой) полуметровый гипсовый слепок демиурга, я, уподобившись скульптору-монументалисту, отсекал от каждого наложенного слоя все лишнее.
Придуманная им технология применялась впервые и полностью оправдала себя.
На популярный вопрос, сколько же изделий изготовлено в театре Николаем Федоровичем и его коллегами – помощниками по цеху, отвечает просто: подсчитать невозможно, и это не удивительно.
На один спектакль готовится порядка 50-120 бутафорских предметов. Всё зависит от масштабности действия и количества артистов. Новых премьерных оперных и балетных спектаклей в театре бывает 3-5 в год. А ещё много работы ведётся по восстановлению повреждённых в процессе эксплуатации бутафорских реквизитов, делаются бутафорские предметы для выездных концертных мероприятий. На изготовление одного бутафорского реквизита уходит от нескольких дней до недели.
И несколько полезных советов от профессионала: Работая бутафором, надо уметь подстроится под требования режиссёра-постановщика и художника-постановщика, быть готовым, что в последний момент, за два дня до премьеры, уже готовый предмет тебе принесут на срочную переделку. А поскольку нет предела совершенству, переделывать иногда приходится по несколько раз. Также в этой профессии надо быть изобретателем-рационализатором, мониторить интернет в поисках новых удобных материалов для бутафорского реквизита, создавать свой банк найденных на просторах интернета технологий и правильно ими пользоваться. И всегда стремиться к выполнению сверхзадачи, поставленной перед тобой режиссёром.
Когда работаешь — каждая новая созданная твоими руками вещь проходит через душу. Что в данный момент делаешь — то и захватывает полностью.