Родом из Астрахани: балерина «Большого» Анастасия Денисова
Интервью об искусстве
Артистка Большого театра — очаровательная и изящная Анастасия Денисова — родом из Астрахани. Сегодня девушка живет в Москве, работает в одном из самых лучших театров мира, а ее снимки можно увидеть на страницах журнала Vogue. В интервью Astrakult Анастасия расскажет о родном городе, балете и о том, каково это — танцевать в Большом.
– Анастасия, мы знаем, что вы родились в Астрахани. Поделитесь самыми яркими воспоминаниями о детстве.
– В Астрахань я не приезжала уже два года. В последнее время стала бывать тут все реже – сами понимаете, дела, гастроли и прочее. И теперь стала понимать бабушкины слова про ни с чем не сравнимый запах реки. Он в Астрахани есть и он особый – запах Волги, особенно, когда идешь по главной городской набережной. Чем реже приезжаешь, тем больше его ощущаешь. И, конечно, знаменитая астраханская жара (смеется). Помню, как у бабушки сломался старый кондиционер и было очень жарко. Мы положили матрацы на пол у балкона и спали так, чтобы хоть немного было прохладно. Еще большое количество ягод, фруктов, вкуснейших астраханских помидоров, арбузов. Очень любила все это и, конечно, рыбу. Папа до сих пор привозит рыбу из Астрахани в Москву.
– Есть ли в Астрахани места, которые вам особенно дороги?
– Да, улица Савушкина. Как раз из окна бабушкиной квартиры было видно, как строится новый театр (Астраханский государственный театр оперы и балета — прим. ред.). В 5 минутах от нас был и музыкальный театр, куда я ходила заниматься в студию, и там же парк Аркадия, который в детстве тоже был любимым местом.
– Когда поняли, что хотите связать свою жизнь с балетом?
– Признаться честно, я по-настоящему полюбила балет, придя в театр: когда смотришь, как артисты творят на сцене, видишь такое количество мощных спектаклей, хочется тоже творить и много работать.
– Как раскрылся ваш талант? С чего все начиналось?
– Начинается все с того, что достойные примеры были перед моими глазами с самого детства. Бабушка – Клара Денисова, и дедушка – Анатолий Погребной — были солистами в Астраханском Музыкальном театре. В театр меня привела именно бабушка – это была ее идея отдать меня в балетную студию при театре. Меня посмотрели педагоги и сказали, что есть способности. А когда мне исполнилось 8 лет, папа привез меня в Москву поступать в хореографическое училище. Из-за возраста не приняли, но на следующий год мы поехали снова. Я должна сказать, что папе я обязана всем, что у меня есть. Он помогал мне, был моим щитом и поддержкой, помог при поступлении и обучении.
Переехав в Москву, мне все было безумно интересно, столько новых друзей.
В Академии царит особый дух воспитания.
Все волшебство происходит только благодаря каждодневному тяжелому труду. Бывает, что на репетициях настроение совсем не сказочное, но я преодолеваю себя. И когда выхожу на сцену, то понимаю, что это того стоило (из интервью журналу Vogue).
– Ваш папа уже тогда понимал, какие перспективы могут открыться перед Вами и, конечно, осознавал важность дальнейшего обучения?
– Да, совершенно так.
– Вам очень повезло иметь такую поддержку. Сегодня вы работаете на сцене Большого театра. Расскажите, как вы попали на главную балетную сцену страны?
– У нас был просмотр для Большого театра после выпускного класса – все выпускники принимали в нем участие. Я хорошо помню этот момент, когда на протяжении урока называли фамилии тех, кто по мнению комиссии не подходит. Из зала выходили по несколько человек, было страшно. Но, к счастью, я оказалась в числе оставшихся.
– Расскажите, было что-то за время работы в театре, что можно назвать уникальным опытом?
– Да, я всегда хотела танцевать современную хореографию, а в прошлом сезоне восстанавливали балет «Вариации на тему Франка Бриджа» и Иржи Килиана «Симфония псалмов». Так вот «Симфония» для меня стала откровением.
– Какие партии были первыми?
— Больше всего запомнились в качестве первых исполненных сольных партий – французская кукла в балете «Щелкунчик» и русская невеста в «Лебедином озере».
На протяжении нескольких последних лет работает проект TheatreHD. Это трансляции на экранах кинотеатров самых известных спектаклей из лучших театров мира: Королевский Национальный театр (Лондон), Метрополитен Опера (Нью-Йорк), Большой театр (Москва) и др., а также спектаклей-номинантов на ведущую российскую театральную премию «Золотая Маска».
В главных ролях – звезды мирового уровня: Бенедикт Камбербэтч, Хелен Миррен, Стивен Фрай, Джиллиан Андерсон, Анна Нетребко, Светлана Захарова и многие другие. В их же числе — одна из исполнительниц ведущих ролей в спектаклях «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Анастасия Денисова. Анастасия родилась и выросла в Астрахани, именно здесь зародился ее талант, за развитием которого она отправилась в Москву.
– Бывали ли вы в Астраханском театре оперы и балета? И есть ли у вас любимые театры помимо Большого?
– В новом театре, к сожалению, не была. У меня там танцует друг – Даниил Соколов, он меня держит в курсе того, что сегодня идет в театре. А помимо Большого из знаменитых была в Гранд Опера. Это фантастика, безумная красота! И, конечно, Мариинский театр – внутри очень атмосферно.
– Что для вас значит балет? Меняется отношение к этому искусству с годами?
– Балет стал моим миром, без него уже трудно представить себя. Отношение, конечно, меняется, как и ко всему, что окружает. Это одно из тех искусств, которые невозможно повторить, каждая репетиция и выступление разные, ты танцуешь каждый раз заново.
– Сегодня вашим педагогом является Ольга Ченчикова – прима-балерина, народная артистка России.
– Да, Ольга Ивановна — требовательный и внимательный педагог. Она с трепетом относится к своему делу, старается максимально помочь достигнуть нужного результата. И всегда настраивает репетицию на нужный позитивный настрой. Наша с ней работа началась сравнительно недавно, и я надеюсь постепенно мы будем совершать наши маленькие победы.
– Уже несколько лет в Астрахани работает Балетная школа. А вы, как уже успешно выступающая балерина, что можете посоветовать новым поколениям, исходя из своего опыта?
– Относиться к своему делу с любовью, смотреть больше постановок. И конечно, трудиться каждый день. Еще в Академии педагог нам говорил, что в нашей профессии только каждодневным трудом можно добиться результатов, и это так.
В этом и самая главная сложность — каждый день во всем становиться чуточку лучше.
– «Щелкунчик», «Жизель», «Гамлет», «Лебединое озеро» – вы задействованы во многих постановках. Ваше лицо на афише «Спящей красавицы». А есть роли, о которых вы еще только мечтаете?
– Я только на самом начальном своем пути. Конечно, есть роли и партии, которые я мечтаю станцевать. А как же без этого! Это стимул! Мечтать можно о многом. В театре должна быть не мечта, а цель — и чтобы ее достичь, нужно очень много трудиться, много работать, работать неистово. Знаете, чем больше я работаю, тем больше начинаю понимать свое тело и все свои возможности. Можно сказать, что я в поиске своего персонажа.
– Чем вы увлекаетесь, есть ли хобби? Или работа в труппе занимает все время?
– Какого-то серьезного хобби нет. Почти все время уходит на театр. Думаю, это нормально. Люблю читать, люблю живопись, музыку — в принципе все, что связано с искусством. Никак не могу в Консерваторию попасть. Очень хочу!
– Есть вопросы, которые мы задаем многим собеседникам относительно литературных и музыкальных предпочтений. Что слушаете, читаете?
– Слушаю разностороннюю музыку: и то, что крутят по радио, и классику. Люблю джаз и довольно тяжелую музыку. Два года назад была на концерте Linkin Park, на следующий день хрипела. Хожу на концерты Би-2 и Земфиры. Вообще музыка — это главное вдохновение. А из книг… в последнее время в основном успеваю читать только учебники. Полюбила Ремарка, Сомерсет Моэма, люблю Лермонтова и «Демона» Врубеля по мотивам произведения автора.
– Анастасия, по вашему мнению, кто такой культурный человек?
– О культуре человека можно сказать по его поведению, на мой взгляд. По отношению к окружающим и к жизни. Для меня это человек, который всегда интересуется, развивается и совершенствуется.