АстраКульт

Овация: танец, счастье и успех Натальи Киндяковой

Она стояла у истоков хореографии

Имя Натальи Васильевны Киндяковой прочно связано с развитием хореографии в нашем регионе. Много лет она руководила одним из лучших любительских коллективов страны — ансамблем бального танца «Лотос», и даже уйдя на заслуженный отдых, всячески поддерживает и помогает ему развиваться дальше. Кроме того, героиня нашей сегодняшней публикации продолжает вести активную общественную работу и бывает частым желанным гостем на репетициях Астраханского театра оперы и балета. Ее талант и опыт востребованы до сих пор.

_mg_1325glavnaya

Выпускница хореографического отделения Астраханского училища культуры, ГИТИСа, заслуженный работник культуры России, обладатель серебряного ордена «Служение искусству» и специального приза «Сердце отдаю детям» редакции журнала «Балет», а также множества других наград. Заниматься танцами она начала с раннего детства: сначала во Дворце пионеров, а с 14 лет в Клубе рыбокомбината, где в то время процветал любительский театр оперы и балета. Влюбленная в танец, она поступает на хореографическое отделение училища культуры. Ее окружали талантливые преподаватели, в прошлом профессиональные танцовщики, балетмейстеры, режиссеры, актеры, которые дали хорошую школу.

По распределению Наталья Киндякова начинает работать в областном Доме народного творчества методистом по хореографии. Сколько километров объездила она по районам области, оказывая помощь сельским учреждениям культуры: собирая местный танцевальный фольклор, восстанавливая костюмы Караваненской, Зеленгинской, Михайловской и других астраханских кадрилей, «Лансье», «Мосточков», «На лодочках», Травинского вальса «Утренние розы», местных хороводов и переплясов. Встречаясь с носителями культуры нашего края, Наталья Васильевна впитывала все самое лучшее и интересное. Была возможность постоянно самосовершенствоваться, обучаясь на различных семинарах, курсах, творческих лабораториях, стажировках, организованных Российским Домом народного творчества, где занятия вели Татьяна Устинова, Валерия Уральская, Леонид Школьников, Изабелла Дементман, Игорь Моисеев и многие другие легенды российской и мировой хореографии.

В то время в стране развивались бальные танцы, и методисту Киндяковой было «приказано» продвигать эту идею в астраханскую жизнь. Влюбленная в фольклор, она должна была перестроиться на развитие нового направления в хореографии под названием «советский бальный танец». Вот где пригодились ее знания многонациональной культуры Астраханского края. Ансамбль стремительно стал завоевывать признание, и в 1972 году впервые был приглашен в Москву на заключительный концерт ансамблей бального танца.

«В Москву прибывали на фирменном поезде «Лотос», который опаздывал, – вспоминает Наталья Васильевна. – Организаторы, ожидая нас, часто произносили слово «Лотос». К вечеру название цветка стало именем нашего ансамбля».

Благодаря организаторским способностям, коммуникабельности, грамотности, настойчивости, умению слушать и постоянно учиться под руководством Натальи Васильевны ансамбль развивался, неоднократно завоевывал высшие награды международных и всероссийских конкурсов, совершал поездки по стране и за рубежом, гастролировал на агитпоездах, давал выступления по Центральному телевидению…

Многие годы «Лотос» входил в десятку самых ярких коллективов бального танца страны. Его концертов ждали как на лучших площадках городов России, так и на маленьких клубных сценах.

Наталья Васильевна не просто разучивала известные спортивно-бальные танцы, она создавала на их основе сюжетные танцы, ансамблевые постановки. Так, на десятилетии «Лотоса» зритель впервые увидел так называемый «Национальный блок», неповторимую вязь танцев, где при использовании приема «взмах платка» и изменении его положение на костюме, моментально менялся характер и национальность танца, не прерывая рисунка и лишь подчеркивая колорит представленного народа, проживающего в нашем крае. Яркие, своеобразные костюмы шились по эскизам модельера, художника по костюмам Людмилы Юшиной.

Юбилейный концерт в 1991 году оказался рубежным. В это время из выпускников «Лотоса» было создано свыше 15 ансамблей бального танца, которые увлеклись именно конкурсным «танцеванием», работой с конкретными парами индивидуально. Изюминкой «Лотоса» всегда было парное танцевание, когда учатся еще и искусству общения друг с другом. Ансамбль всегда отличался композиционным решением номеров в ансамблевом исполнении.

Отказ от конкурсной гонки, от постоянного исполнения одних и тех же танцев повел Киндякову и оставшихся с ней ребят на поиски новых пластических форм (смесь фольклора и стилизованной пластики), внедрение таких стилей, как джаз, модерн, свободная пластика.

В 1997 году «Лотос» преобразовался в Центр хореографии со своим штатом, куда вошли педагоги, методисты, костюмер — все это позволило значительно расширить репертуар, поднять возрастную рамку участников. Наталья Васильевна сосредоточилась на воспитании своих молодых балетмейстеров, что способствовало возможности иметь много новых постановок разных жанров: стилизованно народный танец, постановки в стиле модерн, джаз, детский танец, сольный и дуэтный танец, эстрадные танцы. У каждого молодого балетмейстера вой почерк. Киндякова не навязывает, а прививает хороший вкус, умение в подборе музыки, костюма, реквизита отстоять свое собственное мнение. Благодаря ее настойчивости выросла целая плеяда как танцовщиков, так и постановщиков.

Постоянно создавая что-либо свое, астраханское, не похожее на других, она придерживалась фольклора, истории своего края. Всегда сценические выступления под руководством Натальи Васильевны отличаются театральностью. Другая тема ее творческого поиска – «отцы и дети», конфликт и преемственность поколений. Эти темы, помноженные на искренний патриотизм, породили спектакль «Детство Волги». Своеобразные костюмы были придуманы совместно с известным в Астрахани модельером Любовью Калашниковой. Этим спектаклем ансамбль отмечал свое 25-летие. Средствами хореографии танцоры ансамбля в удивительно поэтической форме поведали зрителям об истории древнего города в дельте Волги, символом которого стал овеянный легендами, неповторимый по красоте цветок лотоса. Этот спектакль можно назвать своеобразным театром танца, который еще раз подчеркнул, что курс на соединение пластики, музыки и драматургии, взятый Киндяковой, оказался верным. Очень пришлись кстати знания, полученные в ГИТИСе, где были встречи, беседы, лекции, личные обсуждения спектаклей с мэтрами театрального искусства, ведущими хореографами страны, знаменитыми артистами. Пригодился опыт работы балетмейстером в Астраханском театре драмы и в ТЮЗе.

«Именно работая с профессиональными режиссерами астраханских театров, я училась и получила первый опыт в режиссуре танца. Для меня всегда важен вопрос: для чего нужен тот или иной сюжет, будет ли интересен номер зрителю?»

Она не только организатор, педагог, хореограф, она везде, где нужны ее знания, опыт. Наталья Васильевна помогала в организации первых хореографических отделений в школах искусств, уроков танцев в средних школах, в школе одаренных детей.

Не без ее участия создавалась в свое время балетная труппа музыкального театра. Шесть лучших пар ушли работать во вновь созданный Музыкальный театр. И сегодня Наталья Васильевна не только участвует в процессе постановки спектаклей как театральный критик, но также сама бывает на всех премьерах и привлекает руководителей хореографических коллективов, так как считает, что «на классике надо учиться».

10_39

В череде постоянной работы, участия в конкурсах, «Лотос» не забывает о своих знаковых датах, организуя «домашние» вечера», юбилейные концерты, ведется огромная учебно-воспитательная работа в коллективе. Киндякова научила своих преемников вести удивительную летопись коллектива, где пишутся даты первого выхода на сцену и юбилейные выступления. Так, в 2000 году состоялся 2000-ый концерт ансамбля. Была организована группа «Сеньоры», где занимаются взрослые танцоры.

Ни один ученый не сможет сказать, где, когда, какой мужчина впервые протянул руку женщине и пригласил ее на танец. Но зато потомки знают, что глаза будущих пап и мам впервые встретились в танце.

Учеников у Киндяковой за почти пятидесятилетний творческий путь накопилось много. Это не только «лотосята», но и студенты консерватории, музыкального колледжа и колледжа культуры, где она преподавала, а также десятки руководителей хореографических коллективов города и области. Она ведет большую общественную работу, являясь членом различных комиссий при министерстве культы и туризма, министерстве социального развития, министерстве образования, Комитета по делам молодежи. Более 15 лет она член президиума Астраханской региональной общественной организации любителей хореографического искусства, активно участвует в организации различных конкурсов, фестивалей, семинаров, творческих лабораторий, где всегда старается вовремя поддержать, направить на верный путь, указать на ошибки, помочь руководителям хореографических коллективов в их творческих поисках. Вместе с ней началось проведение областных хореографических конкурсов «Дебют», соло-исполнителей, проведение семинаров, где преподавали бывшие участники астраханских коллективов, которые сейчас учатся в высших учебных заведениях или танцуют в профессиональных коллективах.

В одном из интервью с журналистами на вопрос «Если бы Вы не стали хореографом, какую профессию бы Вы выбрали?», она ответила: «Все равно это было бы что-то связанное с танцами. Ведь танец, движения в нем помогают уйти от дурного настроения, дают положительные эмоции».

«Успешная женщина отличается желанием жить и всегда творить, прежде всего, а успех… его же нельзя потрогать. Он сродни счастью в душе, в музыке, в танце, в сердце. Не зря говорят, что все счастливы одинаково, а несчастны каждый по-своему. И если, по-вашему, я успешна, значить я СЧАСТЛИВА. Мне все-таки в жизни везет с учителями, партнерами, окружающими меня преданными друзьями, умным, творчески мыслящим начальством, думающими, талантливыми учениками, даже случайными знакомыми. Я благодарна каждому прожитому дню. Рада за тех, кого повела за собой, их успехам. Я верю, что люди притягивают к себе ту энергетику, которую отдают сами».