Театральный ликбез: из истории прекрасного искусства
Начнем с начала
Мы продолжаем доставать интересные театральные факты из глубины подсознания веков! Сегодня расскажем о том, как зарождался этот замечательный вид искусства и кто был своего рода его первооткрывателем.
Как возник первый театр?
А возник театр из примитивных древних игр и обрядов. Родиной первого театра можно считать Древнюю Грецию — именно эта страна подарила миру и первое устройство театра, и три основных драматических жанра: трагедию, комедию, сатировскую драму; и первых профессиональных авторов, актеров, и многое-многое другое.
Ну а спустя многие столетия театральная эпоха начинается в Астрахани. В уже далеком 1810 году в нашем городе появляется первый театр — Драматический. Свой дебютный спектакль актёры «Драмы» ставили в деревянном здании в переулке, названном несколько позднее Театральным. В репертуар входили трагедии «Титово Милосердие» и «Дидона», «Эдип в Афинах», «Пожарский, или Освобождение Москвы», «Лиза, или Следствие гордости и обольщения» — сценическая интерпретация «Бедной Лизы» Карамзина. Многие спектакли были благотворительными.
С годами первое здание обветшало и пришло в негодность. Тогда крупный рыбопромышленник и меценат Николай Плотников стал инициатором строительства в Астрахани нового театра. Он ездил по Европе и знакомился с лучшими театрами, чтобы перенять полезный опыт. 1 октября 1883 года состоялось освещение и открытие Драмтеатра по его нынешнему адресу: улица Советская, 28. С тех пор театр ведет свою новую жизнь, ставя в год по несколько новых спектаклей.
Кто был первым драматургом?
Первым драматическим поэтом греки считали Феспида. Другой древнегреческий поэт Гораций писал о нем в «Науке поэзии»: «… Феспид, говорят, свои драмы возил на телегах». Наверное, это следует понимать так: первый в мире драматург путешествовал по городам и весям на телеге, в которой умещалась его нехитрая бутафория. Приезжая на очередную площадь, Феспид разбивал палатку и разыгрывал пьесу.
Ну а в нашем городе — как, впрочем, и во многих других — главным драматургом по сей день остается Антон Павлович Чехов. В Астрахани его имя хорошо известно:
Кому посвящались первые пьесы?
Первым театральным героем был Дионис, или Вакх, — бог плодородия, виноградства и виноделия. Почему он? Ответ кроется в истории. В 560-527 гг до н.э. Афинами правил тиран Писистрат, он боролся с могущественными аристократическими родами Древней Греции и хотел получить поддержку крестьян и ремесленников. А Дионис был крестьянским божеством, поэтому тиран поощрял площадные представления, посвященные ему.
Кстати, на астраханской сцене Боги тоже встречаются — например, в постановке «Жил-был Геракл» (6+).
Как был устроен первый театр?
Истоки профессионального театра можно найти в VI-V веках до нашей эры в Древней Греции. Устройство первого в мире греческого театра имело три основные части: орхестру; зрительские места — театр в узком смысле слова, и скену.
«Орхестра» — это круглая площадка с алтарем посередине. Там находился хор, который сначала был главным действующим лицом во время представления. Хор не только пел, но еще и пританцовывал, делал мимические телодвижения.
Греческое слово «Скена», от которого затем произошло слово «сцена», буквально означает «палатка», «шатер» — ведь изначально это и была самая обычная палатка, в которой находилась театральная бутафория, из нее появлялись первые драматурги-актеры.
Зрительские места назывались «театр» — от греческого слова «театрон» — «место для зрелищ, зрелище». Они охватывали в виде подковы площадку орхестры. Все театральное здание в целом стали называть театром лишь в V веке.
А вот как выглядит тот самый «театр» в наши дни — например, в Астраханском театре оперы и балета. Вот такая тавтология.
И еще несколько фактов о театре
Первоначально в театре не было сидений, зрители стояли по несколько часов на ногах. Но затем, наконец, придумали построить деревянные скамьи.
___________________
Афинский театр вмещал от 14 до 17 тысяч человек, а в театре города Мегалополя в Аркадии спокойно располагалось около 40 тысяч зрителей.
___________________
Самые первые партеры появились еще в древнеримском театре, и это были центральные полукруглые площадки со зрительскими местами. Но еще в начале 17 века в итальянских театрах в партере толпилась и бедная, и богатая публика. Все смотрели спектакль стоя, потому что кресла в партере отсутствовали. Но затем кто-то догадался, что места в партере — самые удобные, поэтому билеты сюда должны быть дороже, и зрители из низших классов вынуждены были перебраться в верхний ярус, в раёк, как во времена Пушкина называли галерку, а в партере появились удобные кресла для знати.
___________________
Театральные ложи возникли в зрительных залах в 16-17 веках, когда в городах Европы начали складываться крупные театральные общества. Ложи расположены по сторонам и сзади партера (их называют «ложи бенуара»).
___________________
Сразу за партером места идут уступами вверх, они называются «амфитеатр».
___________________
Самый древний амфитеатр, известный человечеству, находился в Помпеях и был выстроен в 70 году до н.э. В нем помещалось около 15 тысяч зрителей. А наиболее грандиозным и совершенным по архитектуре прослыл знаменитый Колизей, сооруженный в Риме в 80-х годах н.э.
___________________
Кулисы впервые применили в 1585 году во Флоренции, когда возник новый сценический жанр — опера. Она требовала частой смены декораций, поэтому стало использоваться кулисное оборудование в виде теларий — громоздких прямоугольных трехгранных призм с натянутыми на них холстами, на которых были нарисованы деревья, скалы, дома.
___________________
Кулисные машины впервые появились в 1619 году в итальянском городе Парма, на сцене театра Фарнезе.
___________________
Первые вращающиеся сцены придумали в середине 18 века в Японии.