Температура «Жары»: 451 градус по Фаренгейту
Итоги театральной лаборатории в Астрахани
На прошлой неделе в Астрахани проходила лаборатория современной драматургии и режиссуры «Жара-2», организованная общедоступным театром «Периферия». «Жара-2» — это синтез четырёх площадок (Дом-музей Велимира Хлебникова, творческое пространство AstraKult, Чёрный зал Театра оперы и балета, Дом актёра), четырёх эскизов спектаклей, двух лекций, тренинга, четырёх читок, театрального критика, трёх режиссёров, четырёх городов и девяти актёров.
В 1953 году вышла книга Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», повествующий о запрете литературы. Вот только если роман американского писателя — антиутопия, то проведение в Астрахани (которой, по сути, даже нет на театральной карте России) лаборатории драматургии и режиссуры — это, скорее, идеальная модель. Так как же создавалась утопия в такое антиутопическое время?
Стоит отметить, что «Жара» полностью организована на средства самогó частного театра «Периферия». Зачастую на многих столь затратных мероприятиях везде можно найти какую-то денежную подоплёку: от космических цен на билеты до кучи сувениров, постоянно предлагаемых посетителям. На «Жаре» всё было по-другому. Уют — слово, как нельзя лучше описывающее атмосферу Дома актёра, когда в нём находятся «периферийцы». Обнаружить его можно в мелочах: в заранее купленных для любимых зрителей фруктах и ягодах, в небольших бонусах при покупке билета, в вопросе «Вам чай или кофе?» от работников театра, который звучит совсем не дежурно. Что уж говорить о ценах на билеты, которые были более чем приемлемыми. Что уж говорить об оплаченной «Периферией» же экскурсии в Дом-музей Б.М. Кустодиева в перерыве между эскизами. Именно из таких вещей и складывается общее впечатление, что радушие и дружелюбность являются здесь фундаментом, в то время как корысть — разрушитель, от которого эти служители Мельпомены так качественно избавляются.
Началась лаборатория с голосо-речевого тренинга от приглашённого петербургского режиссёра Александра Савчука. Тренинг был построен на основе произведений Велимира Хлебникова и, что вполне логично, проходил в Доме-музее поэта.
День второй открылся презентацией книги театрального критика Павла Руднева «Драма памяти. Очерки истории российской драматургии. 1950–2010-е» в творческом пространстве AstraKult.
Хоть пустых кресел тогда осталось немало (сыграла свою роль рабочая пятница), мероприятие неполным не казалось. Как говорится, главное не количество, а качество.
Помимо презентации, 22 июня проходило ещё четыре мероприятия: два эскиза («Декламация деклараций, или Вальс целлофана» Григория Миляшкина и адаптированный для сцены уфимским режиссёром Айратом Абушахмановым рассказ Анны Старобинец «Злачные пажити») и две читки («В моём омуте» Василия Сигарева и «Вся правда о моём отце» Екатерины Гузема), пьесы для которых были выбраны и поставлены самими актёрами театра.
Остановиться хотелось бы на «Злачных пажитях», которые, безусловно, достойны оказаться в репертуаре «Периферии».
Если вы являетесь поклонником американского сериала «Чёрное зеркало», то вам это точно понравится. Будущее представляется для каждого по-разному, но, как бы это ни было прискорбно, зачастую негативно. То же мы видим и в рассказе Анны Старобинец, описывающем «правовое трансгуманное общество», в котором человеческая жизнь является самым ценным для одних и абсолютно ничтожным для других. Это произведение об обществе, которое думает, что ему удалось победить смерть, но на деле лишь продаёт тела эксплуатируемых эксплуататорам. «Злачные пажити» показывают, как любую, даже самую великую и полезную идею, можно извратить до абсурда.
Уходить после такого насыщенного дня приходилось с осознанием, что остался всего лишь один «жаркий» день. Всего лишь пять мероприятий, которые закончатся уже завтра. А ждать следующих подобных придётся ещё целый год.
Третий день вновь начался с Павла Руднева и вновь в творческом пространстве AstraKult. На этот раз критик читал лекцию «Три режиссёрские стратегии (Серебренников, Богомолов, Волкострелов)». Здесь уже зал был полным, что неудивительно: не так часто у нас можно послушать столь именитых людей.
После лекции зрители отправились в Дом актёра смотреть эскиз спектакля «Доклад о медузах» по книге американской писательницы Али Бенджамин. Первая половина постановки казалась несколько монотонной за нехваткой режиссёрской работы, ведь действия на сцене, по сути, не было – лишь актриса у пюпитра и голос другой актрисы за кулисами. Вторая же половина вполне исправила впечатление от первой: разговор стал куда напряжённее и интереснее, а эстетически прекрасный видеоряд с медузами вкупе с тревожной музыкой добавил ноту драматизма и красоты природы.
Далее по списку шёл «Один мальчик» Виталия Пуханова в Чёрном зале Театра Оперы и Балета в постановке московского режиссёра Артёма Галушина.
Этот эскиз отличался от остального в перечне, ведь, на первый взгляд, он не был остросоциальным и тяжёлым. Короткие анекдоты, произносящиеся подряд, помогли немного разгрузить голову после минорных эскизов и читок. (Хотя хроники Пуханова тоже нельзя назвать легковесными и лишёнными глубокого смысла.)
Помимо прочего, внимания заслуживает и читка пьесы Екатерины Васильевой «Однажды мы все будем счастливы».
Но здесь высоко оценить хочется не столько материал, сколько актёрскую игру Екатерины Якшиной. По окончании читки весь зал встал, чтобы поблагодарить актрису за прекрасную работу.
451 градус по Фаренгейту — это не только температура горения бумаги. Это – по ощущениям – ещё и температура астраханской жары. Нет, даже не так – температура астраханской «Жары». Это были три дня искусства и творчества. Три дня дружественной и тёплой обстановки с любимым театром и гостями этого театра.
Три дня утопии по-периферийски.