Удивительные экспонаты дома-музея Велимира Хлебникова
Многие из них еще помнят поэта
Когда открывали Дом-музей Велимира Хлебникова, в его экспозиции почти не было оригиналов. Обычный провинциальный музей. Но вот, в декабре 1994 года, племянник поэта, народный художник России Май Петрович Митурич-Хлебников передал в музей всё, что долгие годы хранилось в семье Митуричей-Хлебниковых. Новая экспозиция на основе «хлебниковской коллекции» преобразила музей, сделав его «уникальным очагом русской культуры».
Отзыв московской прессы
____________
Сегодня в астраханском музее находится более 3 тысяч экспонатов – причём здесь собрано огромное количество вещей, помнящих Велимира: его ручка и карандаш, солдатский сундучок, галстук, подаренный Маяковским, прижизненные издания и автографы. Расскажем сегодня о некоторых из этих сокровищ (по материалам сайта www.domvelimira.ru).
Подарок Маяковского
Нельзя пройти мимо таких раритетных вещей, как галстук. Его подарил Велимиру поэт Маяковский, второй (после Хлебникова) лидер футуризма. Кроме того, он подарил вечно бедствующему Велимиру бараний полушубок.
Помните?
Эй, молодчики-купчики!
Ветерок в голове.
В пугачёвском тулупчике
Я иду по Москве.
(«Не шалить!»)
Хлебникову очень нравился ранний Маяковский, но после Велимир изменил своё к нему отношение, угадав в нём полпреда советской поэзии. А Маяковскому, кстати, принадлежит высказывание о том, что Хлебников ̶ «Король русской поэзии».
Зеленая чашка
Как любой настоящий уютный дом, музей Хлебникова бережно хранит фарфоровую зеленую чашку — ее Велимир подарил своей маме.
Веточка вербы
…Он писал засохшей веткой вербы. Она была ручкой поэта:
«Я пишу сейчас засохшей веткой вербы,
на которой комочки серебряного пуха уселись пушистыми зайчиками,
вышедшими посмотреть на весну,
окружив ее черный сухой прут со всех сторон.
Прошлая статья писалась суровой иглой лесного дикобраза, уже потерянной.
После неё была ручка из колючек железноводского терновника. Что это значило?
Эта статья пишется вербой другим взором в бесконечное, в «без имени», другим способом видеть его.
Я не знаю, какое созвучие дают все вместе эти три ручки писателя».
Сундучок с войны
Несколько сокровищ мы найдем в Комнате Велимира — единственной в жизни поэта-странника. Побывав в ней в 1918 году, поэт Рюрик Ивнев вспоминал:
Здесь была какая-то особенная тишина, точно комната была вырвана из города и переброшена в безлюдную пустыню».
Из вещей, принадлежавших Хлебникову, в этой комнате посетители отмечают маленький сундук. На самом же деле, это даже не сундучок, а ящик для переноса патронов времени Первой мировой войны. Единственный «трофей», который поэт привёз с фронта.
— Как? ̶ изумятся некоторые. ̶ Разве он был на фронте? Он же служил лишь в двух запасных полках.
Ошибаетесь, господа! Приглядитесь к погонам Велимира на его военной фотографии. На них чётко видна цифра «187». В апреле 1916 года поэт был мобилизован в 187-ой Аварский полк, который формировался в Астрахани и отправлялся на передовую.
В сундучке-ящике – его солдатская фотография; два астраханских талона на хлеб 1917 года; рисунок по шёлку «Разъярённый лев» и подлинная записка Хлебникова:
«Это я перед отправкой в военное училище»
Стихи американского гения
В «Столе поэта», который имеет стеклянную поверхность (это делает его содержание доступным для обозрения), – книга стихов Уолта Уитмена, которую Хлебников всюду возил с собой и которую обнаружили в его вещах после его смерти. Сборник 1919 года издания буквально зачитан им «до дыр». Велимир высоко ценил американского гения. Уитменовский пантеизм, его слияние с живой природой перекликаются с образом его «Единой книги».
Уитмен был ему близок и своими поэтическими новациями, в частности, верлибром. Сборник стихов Уитмена сильно пострадал от времени: утрачены обложка, титульный лист и десять страниц. На стр. 102 – автограф Хлебникова.
Сокровища Веры
В «Комнате Веры» много подлинных экспонатов: её детский локон; открытки, присланные из Флоренции; пресс-папье из застывшей лавы вулкана Везувия; стихи Веры на русском и итальянском языках; её «Астраханский дневник» времени революции и гражданской войны. Особое место в экспозиции отведено акварелям Веры к поэме Велимира Хлебникова «Лесная тоска».
Осень Осиянь
Вера Хлебникова, младшая сестра Велимира, была не только талантливой художницей, но и поэтессой. Стихи она начала писать в 1912 году в Париже, куда отправилась познавать новые художественные течения ̶ кубизм, импрессионизм.
Но пика своего поэтического творчества она достигла в Астрахани (1916-1924). Взгляните на её стихотворение. Сначала она назвала его «Осень», а потом изменила на «Осиянь».
Может быть, ей это подсказал Велимир? Во всяком случае, не обошлось без его влияния!