Уютные ART&Факты в Музее культуры Астрахани
Наши фотопрогулки продолжаются
Совсем недавно мы дали старт собственному проекту ART&Факт, отправившись за фактами и творческим вдохновением прямиком на улицу Ульяновых — итоги посещения Музея истории города вы можете увидеть здесь:
Следующая остановка нашего сверхкультурного маршрута — Музей культуры Астрахани. Место, прямо скажем, одно из самых уютных и умиротворяющих во всей Астрахани! А еще там очень много старинных экспонатов, которые буквально дышат своей историей.
В качестве согероини нашей сегодняшней фотосессии мы пригласили журналиста и просто культурную девушку Людмилу Кочину — тем более, музей культуры Астрахани один из ее любимых.
Итак, мы начинаем свой путь…
И начать его решили с музейно-музыкальных старожилов под названием «Граммофоны». Большие и не очень, они наполняют пространство вокруг неслышной музыкой.
Золотой граммофон
Сегодня эти устройства, действительно, на вес золота. А появились они в конце XIX века, тогда это был настоящий прорыв в области звукозаписи! Сегодня же это настоящий музыкальный раритет, который оборачивает время вспять. А потому, граммофоны не просто приводят сюда новые поколения, но и приводят их в невероятный восторг. Пришли в него и мы, не будем скрывать.
У этого прибора есть множество интересных особенностей, от механизма до иголки. Все подробности об этом вам расскажут в музее — а еще, вы прочтете об этом в нашем материале по мотивам этих увлекательных рассказов…
Например, рассказ о том, почему один из граммофонов получил название His Master’s Voice («Голос его хозяина»)?
Катаринка на французский манер
В продолжение музыкальной темы знакомимся с удивительнейшим механическим прибором для звуковых произведений — имя ему «Шарманка». С ним тоже связана интереснейшая история. Изобрел шарманку итальянец Барбьери. И первая мелодия, прозвучавшая на ней — «Прекрасная Катрин» («Шарман Катрин» — франц.) – дала название для этого прибора. Хотя в России её иногда называли «Катаринка». Шарманка в музее культуры Астрахани исполняла 10 произведений — по одному на 2 килограмма ее веса. Массивыный инструмент был изготовлен в Одессе неким Гиго Майсурадзе. Принцип работы прибора схож с органом: воздух набирается по трубам. Мелодию можно было переключить с помощью специального рычага. И в Астрахани тоже были шарманщики.
Жаль, что их мы уже не увидим, но прикоснуться к волшебству ушедшего времени всегда можно, заглянув в музей.
Движемся далее…
Например, в фотоателье! В музее оно есть — и, к тому же, единственное во всем городе, потому что особенное!
Итак, Ателье фотографа, пришедшее к нас сквозь эпохи. Здесь хранятся фотоаппараты разных мастей и видов, XIX-XX вв., интересные альбомы. С помощью гармошки регулировался фокус. А изображение получалось вверх ногами. Вспышки тогда еще не было, репортажные снимки делали только на улице: при этом жгли магний.
А само ателье было построено вполне минималистично: стеклянные потолок и стена. Свет регулировался занавесками.
Не успели мы оглянуться, как уже делаем старинную фотографию.
Согласитесь — такое фото не идет ни в какое сравнение с гигабайтами наших телефонных фотоархивов. Сделать фотографию в те времена считалось особым событием, и к нему тщательно готовились.
Приготовились и мы. Надели бархатное платье того времени (его любезно предоставляет музей), оно такое необычное и, кажется, полнит – но как приятно ощутить так близко настоящую вещь из прошлого! Кстати, примерить платье или костюм можете и вы, а также сделать раритетное фото на память — для этого отправляйтесь прямиком на Чернышевского! А для пущей реалистичности можно расположиться в деревянном кресле, выполненном, кстати, в зверином стиле. Или встать у огромного таинственного зеркала, называется оно «Псише’» ( от фр. psyché).
Продолжая культурное путешествие, мы оказываемся у старинного инструмента. Это прямой родственник органа, имя которому — Фисгармония.
Прикоснуться к этим клавишам — незабываемое чувство.
А мы тем временем переходим к живописи… Одно из центральных полотен всего музея — «Впадение Кутума в Волгу» Михаила Доливо-Добровольского. Это не фантазийная картина, она написана в 1879 году и изображает нашу родную Стрелку.
Работая над ней, художник сидел на другом берегу Кутума, где сейчас расположен спорткомплекс «Спартак». Тогда сюда на лодках приезжали сельчане, хозяйки выходили на берег и покупали товары. Это был плавучий рынок. Вдалеке можно разглядеть здание биржи – сегодняшний Дворец бракосочетания. Сейчас мы неспешно прогуливаемся по этой набережной… А в то время место было бойким, оживленным – здесь продавали, покупали… Картину написал художник-живописец Дмитрий Добровольский, который, возможно, приезжал в Астрахань к своему брату и написал здесь не одну, а еще 4 картины.
Продолжаем свой путь…
Побывать в Музее культуры Астрахани и не заглянуть в Его кабинет (речь сейчас, конечно, о Чернышевском) ну просто непростительно. Тем более, здесь вы найдете столько всего интересного… Например, деревянную мебель того времени: письменный стол, контору для письма, за которой работали стоя.
Чернышевский любил так работать, он занимался переводами. Сохранилась книга, над переводом которой работал Андреев – один из псевдонимов Чернышевского.
Здесь все собрано по имеющейся в музее фотографии самого кабинета. Николай Гаврилович со своей супругой Ольгой Сократовой жили в этом доме недолго, они снимали жилье вместе с хозяйской мебелью. А когда переезжали из Астрахани, забрали с собой все свои личные вещи. Но саратовский Музей-усадьба им. Н.Г. Чернышевского поделился с нашим музеем своими экспонатами.
Еще одно интересное местечко для атмосферной фотографии – лестница. Это необычная лестница, ведь по ней ходили когда-то знаменитые постояльцы. Ступеньки у нее короткие, деревянные — и с первого же взгляда понятно, что старинные. А значит – это еще один способ оказаться к истории ближе… постоять, присесть и улыбнуться.
На этом истории из музея культуры не закончились. Продолжение следует…
Наталья Соболева