Рецензия на спектакль «В душе хороший человек»
В поисках света…
Режиссер: Александр Беляев.
Роли исполняют: Юлия Даютова, Лидия Елисеева и студенты 3 курса актерского отделения колледжа культуры Денис Кораблев, Елизавета Валяева, Дмитрий Рахимов, Михаил Цепляев, Екатерина Якшина.
Фоторепортаж: здесь
Люблю Астраханский дом актера за его одновременную камерность и свободу. В ответ на само название здесь по-домашнему уютно, а еще маленькое театральное пространство максимально сближает с наполненным искусством. Напрочь отсутствуют канделябры и золотые лестницы, светлая гостиная напоминает «квартирность» всего происходящего: перед спектаклем можно даже выпить чаю и пообщаться о высоком или вообще о любом, расположившись на мягких диванах.
И вот нас уже любезно приглашают в святая святых, поближе к сцене и предстоящему действу. Отсутствие билетов с определенными рядом и местом добавляют свободы — на этот раз, выбора. Заняв произвольное положение, по установленной себе традиции начинаю разглядывать декорации. Ч/б из мусорных пакетов и белоснежных стендов, скованный минимализм, и голова уже начинает рисовать мысли о том, что сейчас будет…
Премьера спектакля «В душе хороший человек» состоялась совсем недавно, да и самому «Независимому проекту артистов АДТ» исполнился только год. За это время молодые ребята и взрослые актеры под чутким творческим руководством режиссера Александра Беляева успели наделать шума. Они неповторимы и узнаваемы, они берутся за актуальную злобу дня и стараются быть искренними. Может, потому что сами молодые и играют о себе, для таких же, как они сами. Я бы определила свои настоятельные возрастные пожелания для сегодняшней постановки, как 18+ и 30-. Остальным совершеннолетним просто рекомендую. Вот где вдоволь надышится присказка «А вот в наше время…»
Одноименную пьесу написала талантливый драматург нового времени Светлана Баженова. Она о сегодняшней молодежи и принципах беспринципности… Двое представителей неопоколения в родственных связях «сестра-брат» приехали из провинции в поисках лучшей жизни. В их понимании это нужные связи, легкие деньги и беззаботная жизнь. В своих стремлениях они, казалось бы, готовы на все, идя все дальше, спускаясь все ниже…
Одним словом, это история о стереотипе поколения, что «на войне все средства хороши». Только против кого война и за какие награды проходит каждое сражение? За Вену, куда так стремятся наши «герои»? Ну уж точно не за руки и сердца. Любовь не значится в списке их приоритетов, написанных разноцветными маркерами на белой доске. Словно персоны нон грата какие-либо обязательства и человечность, главное — перспективы и статус. Во главе углов в этом неправильном треугольнике — бездушное отношение ко всему и ко всем, до того бездушное, что даже при гибели богатой «покровительницы» ничего не ёкает. Да и негде, наверное…
Что уж говорить о милой и наивной девочке, беззаветно влюбленной в того, кто этого, пожалуй, не заслужил? Что с нее взять? Только свет, который она пытается внести в их жизнь своим персиковым платьем. Она безудержно моет их мусорную квартиру, словно хочет отмыть всю их жизнь. Она открывает свою любовь в хождении по воде под музыку из Титаника. Да, немного наивно, но в то же время правдиво и трогательно. И даже показалось на миг, что растопит… Нет, не вышло… И ведро с водой и тряпкой сталкивается с мусорной корзиной, наполненной до беспредела. Абсурд? — подумаете вы. Абсурд — все, что вокруг. И прежде всего, кот, которого мы видим в человеческом обличии. Кстати, один из самых ярких героев, не произнесший за весь спектакль ничего, кроме эффектного «Мяу» — эдакий кот Бегемот нового образца, у которого вместо примуса клетка с домашней крысой. А не в такой же клетке живут обитатели нехорошей квартиры в XXI веке? Которые прячутся и боятся звонков, но не боятся жить обманом и пресмыкательством ради его величества «Бабла».
И вот она, кульминация: герой взбирается на вершину своего мира по мусорным бакам — как это символично. Символичнее даже, чем идти к цели по головам или костям. Все, что уже не нужно — на помойку, как использованный материал. В том числе и людей, в том числе и некогда близких, некогда самых близких, некогда самую… Но при этом восхождение происходит в самой большой из мусорных коробок — как метафора на всю жизнь главного героя.
По стопроцентной шкале музыке отдам процентов 50, не меньше. Она создает нужный фон, она дополняет их, она доводит до кульминаций и развязок: шумных, трогательных, жутких. Они были вместе. И как гротеск: танец маленьких утят. Утята выросли, только в отличие от сказки датского писателя, гадким можно стать не с рождения, а по жизни. А заканчивается это порой еще более гадко, как вышло с соседкой-пьяницей. Вот он, наглядный пример того, куда можно спуститься по перевернутой лестнице. Вот они, несчастные потухшие глаза, которые уже ничего не ждут. Как еще один антистимул остановиться и задуматься.
Но все-таки нашлась душа и нашлось в душе. В одном молодом женском теле. Как надежда на то, что не все потеряно. Что есть он, свет, пусть даже в Урюпинске, на географическом шаге назад — а может и пропасти, но этот свет будет светлее и ярче, и принесет гораздо больше человеческих дивидендов в виде простого исцеления и желания жить дальше.
Спектакль, безусловно, интересен. Игра, образы, режиссерское наполнение… Казалось, каждое движение и жест играют на общий эффект, нет ничего случайного и при этом нет механизма, выстроенного из деталей: слышится дыхание живого организма, которое наполняет тебя и твои мысли. И безумная игра света, делая свое дело, делает из героев почти негативы, обнажает их изнутри, показывает бурю эмоций, которые в них. Его нужно увидеть, нужно прочувствовать вместе с ними. Теми, кто уже чувствует, на сцене, в паре метров от тебя. Глаза в глаза, с дрожащими жилами на лице и сбитым дыханием, все как на ладони аплодисментов, которые звучали нечасто, будто боялись помешать, ведь они нас словно не видят, не знают, что кто-то следит за каждым их движением — они живут. И их жизнь вызывает то жалость, то недоумение, то даже смех, граничащий с грустью — но в целом, осознание того, что это не они такие, это реальность такая.
Главное: увидеть и поверить. Что так бывает. Что так не должно быть. И открыть в себе желание измениться вместе с этой рыжеволосой девчонкой, которая, кажется, смыла сразу всю грязь внутри себя одновременно со своим кричащим агрессией мейкапом.
И главное, увидеть таким же молодым, как они, у которых есть время остановиться и задуматься. Чтобы после общения с родителями в режиме онлайн не болела челюсть; чтобы носить шарфы по погоде и настроению, а не по нужности эффекта; чтобы в списке жизненных планов было высокое, а не пустое; чтобы цветы и коты были живыми, а не нарисованными черной изолентой.
Они актуальные. Современные. Искренние. Талантливые. И они хотят доносить свою правду до нас. Им я могу пожелать только всегда полных залов и открытых зрителей, которые не побоятся увидеть себя и рискнуть на жизненные перемены.
Анастасия Ишкина, благодарный зритель