Валерий Маслов: главное, всегда носить с собой фотоаппарат
Фотоинтервью. Иллюстрации автора
Создание своих уникальных снимков он называет увлечением, причинами этого увлекательного занятия — удовольствие от процесса и результата. Не меньшее удовольствие получают те, кто видит его фотографии, а в них — неповторимую Астрахань с необыкновенных ракурсов. В старых двориках и улицах он нашел романтику, а в целом городе — вдохновение. Сегодня поговорим с Валерием Масловом о ней, и о нем самом.
– Конечно, нельзя не спросить о том, как вы пришли к фотографии. Расскажите, с чего все началось?
– Любовь к фотографии мне привил отец. В свое время, будучи еще ребенком, я любил наблюдать, как он возится с пленкой. Этот процесс проявки, печати на фотобумаге в комнате с красным фонарем представлялся мне таким загадочным и таинственным. Постепенно сам стал фотографировать на мыльницу. А в дальнейшем, уже в институте, решил приобрести свою первую зеркальную камеру. Это был подержанный Canon 450d. С этого времени я стал более серьезно относиться к фотографии. Читал много технической литературы, смотрел фотографии известных фотографов. Изучал, так сказать, азы. Это и можно считать началом.
– Помните первую фотографию, с которой началось серьезное увлечение?
– Выделить одну фотографию, конечно, сложно. Началом серьезного увлечения я бы назвал тот момент, когда решил, что в Интернете достаточно мало интересных ракурсов Астрахани. В основном, одни и те же виды. Хотя по сути наш город кладезь прекрасных видов.
– Фотография — для вас это профессия или хобби?
– Это большое увлечение. Я получаю удовольствие от процесса, и от того, что получается на выходе.
– В каком стиле вам больше всего нравится снимать?
– Архитектура, уличная фотография, репортажи.
– Астрахань — главный объект вашего увлечения. Как находите в ней неизменное вдохновение?
– Этот город уникален своей архитектурой. Нам повезло здесь жить. Весь центр — это сплошь памятники архитектуры федерального или местного значения. Сохранилось достаточно много красивых зданий, дворов с уникальными декоративными элементами. Двери, окна — все это ждет нас на улице. Достаточно выйти уже на Набережную 1 Мая, чтобы убедиться в этом.
– У вас есть серия фотографий старых астраханских дворов. Как пришла идея?
– Астраханские дворы – это отдельный и уникальный слой культуры нашего города. Они по-своему прекрасны, со своей непередаваемой атмосферой. Время уходит, и старые дворики вместе с ним. Я хотел успеть запечатлеть их такими, какие они есть сегодня, чтобы в будущем мы смогли вспомнить и насладиться их видами.
– Вы, должно быть, знаете Астрахань и ее улочки лучше многих других. А есть ли у вас самое любимое место, или несколько мест?
– Центральная часть города полна таких мест. Все начиная от улицы Академика Королева и заканчивая улицей Бакинская.
– А есть ли у вас самые любимые и наиболее удачные, на ваш взгляд, фотографии?
– На данный момент хочу особенно выделить фотографию двери за виноградом. Сделал я ее год назад. В этом году я ходил на это же место, и виноград уже так густо не рос. Повторить ее пока невозможно, что делает кадр особенным.
– В вашем портфолио немало изумительных панорамных фотографий, сделанных с высоты. Чем вас привлекает такая съемка?
– Прежде всего, не избитые ракурсы. Мы привыкли находится на земле – с высоты город выглядит иначе.
– Как вы считаете, можно ли «нарушать» правила фотографии? Или нужно строго следовать всем существующим?
– Не стоит забывать о правилах, но в то же время помнить, что фотография – это творчество, и можно нарушать любые правила, если это приведет вас к красивому снимку.
– Сегодня многие в меру и не в меру злоупотребляют «Photoshop». Как вы к этому относитесь?
– Фотошоп, как любой фоторедактор, при умелом использовании может не только нанести вред, но и помочь донести эмоции фотографа. В зависимости от типа цветокоррекции можно по-разному преподнести один и тот же кадр. Также его можно отлично использовать для устранения мелких дефектов, например, свисающие провода.
– Что бы вы никогда в жизни не согласились фотографировать и почему?
– Свадьбы. Не вижу смысла, когда есть столько достойных фотографов на рынке.
– Считается, что нельзя научить рисовать того, кто совсем не имеет таланта. С фотографией так же?
– Можно научить азам, правилам построения композиции. Но вот в дальнейшем, сможет ли человек в обыденном увидеть особенное, грамотно применить полученные знания — зависит уже от него.
– Есть ли секрет удачного снимка? Важна ли тщательность, или самое главное – спонтанность?
– Секрета нет. Важно всегда носить с собой фотоаппарат. И тогда ни один удачный снимок от вас не уйдет.
– Как вы считаете, можно ли найти вдохновение там, где его совсем нет? Как бороться с отсутствием идей?
– Сделать перерыв, и идеи сами придут.
– Есть ли у вас фотографы-эталоны из прошлого и современности?
– Да, есть. Это Вячеслав Степанов, проект EGRA, Дмитрий Чистопрудов, Такаши Ясуи и т.д.
– Работы каких фотографов нашего города вам нравятся и почему?
– Евгений Полонский и Максим Коротченко. Их видение мира мне близко.
– Многие полагают, что фотографии, сделанные на «старую» фототехнику, вроде «Зенита», получаются более «душевными», атмосферными. А как вы считаете, есть ли в них особая магия?
– Можно любую цифровую фотографию с помощью цветокоррекции сделать не отличимой от пленочной. Важна только цена фотографии. Чтобы сделать фото на пленку, нужно купить ее, сделать ограниченное количество кадров, проявить, отсканить или распечатать. Этот долгий процесс рождения фото в разы увеличивает ее ценность в глазах фотографа.
– На ваш взгляд, играет ли свою роль хорошая техника? Или добиться хорошего кадра можно и снимая на обычный телефон?
– Смотря какая цель преследуется. Можно сделать и на телефон, и выложить в ВК. Но если захочется распечатать фото А4 или А3 формата, то здесь уже нужно использовать технику посерьезнее. Да и с профессиональным оборудованием открывается больше возможностей для творчества.
– Какой смысл вы вкладываете в свое творчество? Точно отобразить реальность или привнести в нее нечто новое?
– Показать людям, что можно видеть прекрасное и в обыденности. Достаточно по пути на работу или учебу остановиться и посмотреть по сторонам.