АстраКульт

Виктор Тереля в Астрахани, или Сон в летнюю ночь

О скорой премьере Драмтеатра 

Под занавес марта на астраханской сцене состоится премьера шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь», которую представит известный московский актер и режиссер Виктор Тереля. Художник-постановщик — Ольга Колесникова.

В преддверии первого показа — он пройдет 29 марта — в драмтеатре прошла пресс-конференция. На вопросы журналистов ответили художественный руководитель театра Игорь Лысов, режиссер спектакля и задействованные в нем актеры. Кстати, в постановке занята добрая половина театральной труппы.

Спектакль составляют множество сюжетных линий и действующих лиц. О главной задумке рассказал сам режиссер:

«Однажды сон юности проходит, мы должны вспомнить о том, что мы — творение Господа, вспомнить о своем высшем предназначении, и в этот момент человек просыпается. Внутри пьесы Шекспир сделал это таким образом: он начинает пьесу, взяв для своего сюжета античных героев, богов, которые ведут войну за человека. Шекспир включает в пьесу одну смешную ситуацию: герои, обычные люди, простые ремесленники расскажут про любовь настоящую всем этим богам и полубогам. Простой человек расскажет античным богам, что такое любовь человека — это жертва. У Шекспира любовь и жертвенность тождественны».

Перед началом пресс-конференции как раз подходила к концу репетиция. На сцене уже установлены декорации: белые античные колонны, сквозь которые пробивается природа — ветки деревьев. Актеры пока играют не в костюмах, и режиссер пристально наблюдает за их действиями из зрительного зала, попутно высказывая свои пожелания и рекомендации, корректируя происходящее действо.

Премьера спектакля «Сон в летнюю ночь» состоится 29 и 30 марта — она приурочена к Международному дню театра.

Ну а несколько недель назад Виктор Тереля ответил еще на несколько вопросов — мы публикуем то интервью.


Церковь и школа


– Виктор Иванович, вы родились в сказочно красивом месте – Закарпатье. А в декорациях спектакля природа заявлена вами как отдельное действующее лицо. Не из детства ли вашего этот образ?

— Да, я вырос в Межгорье. Там, действительно, красиво, а еще Карпаты притягивают своей религиозностью. Помню, как еще до школы ходил с бабушкой в церковь, и запах ладана помню. Мне разрешали забегать и за алтарь. Это был восторг. Представьте, стоит маленький мальчик и сквозь дым кадила слушает пение. И эхо божественного звучания накрывает тебя сверху, с купола… Такие мощные эмоции, восторг. Я даже плакал. Обряды и религиозность — эта среда сформировала мой внутренний мир, сделала эмоционально подвижным и восприимчивым к поискам истины и красоты. А на противоположной стороне улицы была школа. Так что магнетизм к храму с моим взрослением меньше не становился…

Что касается сценографии, в спектакле будет больше античности — пусть и разрушенной. Сквозь нее пробивается природа, как сама жизнь. Цивилизация и культура — все, что рукотворно — умирает под мощным натиском жизни. Жизнь и любовь прекрасны. Они больше всех знаний вместе взятых.


Любовь и природа


– Какие шекспировские смыслы вы усилите, противопоставляя античность и природу?

– Декорации как раз и подчеркнут доминирующее начало любви и жизни надо всем, что создано в мире. Шекспир понимает ту любовь, которую дарит Венера, как наслаждение и плодовитость. Это античная любовь юности. Только зрелый человек знает, как любовь меняет свои лики. Он знает любовь. Божественную, возвышенную, вертикальную. Пьеса написана Шекспиром точно по следам пьесы Апулея «Золотой Осел». Там низкая природа чувств превращает человека в животное. Богиня же, преображая его, снимает шкуру осла и вместе с ней всё звериное в человеке. Так она посвящает героя в высшее познание мира и природы любви.

– Так что же такое любовь по Шекспиру?

– Любовь — вещь парадоксальная. Это и свет, и пожар, и созидание, и разрушение, и свобода, и оковы. Она соткана из парадоксов и противоречий. Любовь — мучение, нелегкий дар, опыт страданий. Между мужским и женским — война, и она будет продолжаться до тех пор, пока влюбленные не познают Христову любовь. Любовь — есть божественное мерило человека. Чем быстрее сон юности пройдет, тем быстрее мы увидим истинную природу любви.

В этом и есть месседж Шекспира, данный самой пьесой конкретным молодоженам к их свадьбе. «Сон в летнюю ночь» великий драматург, как известно, писал в подарок, поэтому я бы рекомендовал молодоженам и молодым парам посмотреть этот спектакль. Там есть все о сущности любви.


Режиссер и автор


Значит, постановка, которую скоро увидят астраханцы, будет точно по Шекспиру?

– Мне важно именно послание автора. Есть мотив: Царь Тезей завоевал Ипполиту, царицу амазонок. Он взял ее в плен как рабыню, затем решил жениться на ней по праву завоевателя. Равной царицу может сделать только любовь, но царь-законодатель отвергает чувства, ставит их ниже закона.

Еще одна линия: воюют Боги. Они борются за мальчика. Кто же этот мальчик? Вся идея пьесы в этом мальчике. Он и есть образ человека. Богиня знает его божественную природу, знает и о предназначении любить. Бог Оберон считает, что человек — звереныш и годится только для служения Богам. Истинный же дар, которым наделен человек — свобода и умение любить. Ангел же умеет только служить.


Театр и кино


– В биографии актера Виктора Тереля несколько десятков ролей. Какие из них вы считаете самыми яркими и удачными?

– Я давно не мечтаю о конкретных ролях — просто делаю, что предлагают. Есть роли, которые я уже не сыграю в силу возраста. Например, Сирано де Бержерака по Э. Ростану. Именно теперь, когда я понимаю трагедию Сирано, моя душа готова раскрыть этот образ, это невозможно. И Треплева, его я теперь тоже понимаю. Жизнь идет, есть работа, которую я честно делаю. Поступают предложения, я не отказываюсь. Да, играть на сцене мне нравится, особенно когда в зале сидят друзья или знакомые. Открывать свой внутренний мир моей публике куда приятнее. И все же я больше люблю режиссуру.

– Да, актер – зависимое ремесло, режиссер – ответственное…

– Потому именно режиссер — гораздо более зависимая профессия! Она во власти тысячи обстоятельств, начиная от возможностей театра и заканчивая способностями актеров. Режиссер для меня существует в трех ипостасях. Первая — режиссер, познающий и открывающий для себя текст. Вторая — педагог, который должен научить актеров справляться с материалом. И третья — режиссер-постановщик, который играет со зрителем. Для него больше важен красивый ход, его комплекс впечатлений: эстетического, смыслового, философского планов. Он рисует все это на сцене. Для меня самая интересная работа — работа с артистами. Это новые встречи, общение, познание, в конце концов; кусок, конкретно прожитой с актерами жизни в едином смысле. В Астраханском драматическом театре я встретил чудесную труппу. Есть по-настоящему крутые мастера сцены.

– А какую драматургию вы предпочитаете ставить?

– Я люблю классику. Антона Чехова обожаю. Впервые посмотрел в Астрахани «Любить» по пьесе «Враги» Михаила Арцыбашева. Её поставил режиссер Игорь Лысов — мой друг, с которым мы вместе учились. Он и пригласил меня в Астрахань поставить новый спектакль. И кроме интересной работы я открыл для себя еще одного великого автора. Вот сила творчества! Кстати, пьесу «Враги» не ставил ни один театр мира. Драматург берет одну реплику из Отелло и пишет целую историю, которую ваш художественный руководитель назвал «Любить». Это и есть гениальность, когда на квадратный сантиметр текста — масса смыслов.


Муж и жена


– Среди множества смыслов жизни главный — это любовь?

Любовь — это есть путь. Постановку «Сон в летнюю ночь» я хотел бы посвятить своей любимой жене. Кстати, ранее я никогда не объяснялся ей в любви через творчество!



Справка

Тереля Виктор Иванович

Родился в 1963 году.
Закончил ЛГИТМиК, курс Льва Додина и ГИТИС (режиссура), курс А. Васильева.
Работал в Малом драматическом театре Санкт-Петербурга, в театре Школа драматического искусства и Театре на Таганке в Москве. Среди режиссерских работ «Изгнанник» Беккета, «Парадокс об актере» Дидро и «Братья Карамазовы» Достоевского.