Владимир Шашков: Мечтаю написать мелодию для Богдо
Необычное интервью с музыкантом
Владимира Шашкова можно смело назвать «Человек-оркестр». В его арсенале — владение десятком инструментов, многие из которых весьма необычны. Например, калюкой и гуслями! Мы решили узнать подробности такого музыкального увлечения, и провели необычное интервью, в сопровождении волшебных мелодий: славянских, ирландских, индийских, чеченских, калмыцких и многих других.
Бой под музыку
«Там, где жили свиристели» — так называется концертная программа Владимира Шашкова, которая соткана из звучаний семи инструментов. Мини-концерт, сопряженный с рассказом краткой предыстории музыкальных композиций и легенд о народах, начался с… гуслей! Это был Сумецкий наигрыш.
Гусли (др.-рус. гѫсли, ст.‑слав. * gǫslъ < gǫdslъ, мн. * gǫsli, связанное с гудеть) — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент наподобие цитры (так называемые крыловидные гусли). Название встречается с XI в.
Существовала древняя традиция поединка, она пользовалась большой популярностью на Руси, проводился бой под музыку. Играли ее на гуслях, гармони и т.д. Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году: «Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи…».
Бой был как танец, а для того, чтобы у дерущихся не проявлялась излишняя агрессия, на таких мероприятиях звучала музыка.
Девушка с лучезарной улыбкой
Когда музыкант берет в руки укулеле, на нашей импровизированной сцене появляется танцовщица в ярком наряде. Музыку в островных традициях и мягкий таитянский танец исполнил музыкальный тандем Владимира и Марии Абирало , которая после поделилась с нами секретами лаконичного танца в стиле «Апарима», который распространён на острове Таити и напоминает танец живота, но существенную роль в нём играет мимика и движения руками.
Это вольная фантазия на музыку Владимира, женственный танец про любовь, природу – все, что навеяла мелодия, я и танцевала. Танцы, как и музыка дарят состояние, с которым легко и приятно жить. Танцы острова Таити в этом плане очень нежные, они о любви к людям.
Человек-оркестр
Вот-вот мы услышим славянскую композицию родом из языческой Руси. Ее исполняли пастухи, когда выгоняли скот на пастбище. Владимир Шашков исполнил ее сразу на двух инструментах – гитаре и калюке. Чеченскую лезгинку под названием «Танцевальная» Владимир посвятил другу. Не менее живой оказалась композиция на калмыцкой домбре. Почти космические звуки издавал круглый и очень даже современный инструмент – глюкофон, по которому Владимир методично и крайне мягко ударял специальными палочками, отбивая мистический ритм.
– Как вы впервые открыли в себе такие таланты к музыке?
— Все просто: я учился в музыкальной школе, потом окончил музыкальное училище и духовное православное училище. Но решил связать свою жизнь с музыкой фольклорной, которая существовала у народов, живущих в Астраханском крае. Я ездил на Международный фестиваль «Мир Сибири», который проходил в Красноярском крае. Там познакомился с Сергеем Старостиным, его игра на гуслях зацепила меня. И после встречи с ним я тоже поспешил приобрести такой инструмент и научиться на нем играть. Вместе с музыкантом из Тывы мы создали необычный номер – исполнили русские народные частушки под музыку всем известной группы «Нирвана». Тогда мой партнер исполнил частушки горловым пением, а я играл музыку на гитаре. Вышло очень интересно. С этого момента все завертелось, и я полностью окунулся в это направление.
– А какая из исполненных сегодня мелодий самая сложная в техническом плане?
— Чеченская и казахская лезгинки сложны тем, что инструменты используются разные. Казахская играется на домбре — у нее 2 струны, а на гитаре 6 струн, мне надо было что-то делать с остальными струнами. Подстраивать под основную мелодию очень сложно: техника исполнения другая. Приемы игры перенял от казахских народных инструментов и перенес их на гитару.
– На правах человека-оркестра выделите самый сложный инструмент.
– На гитаре, пожалуй, сложнее всего научиться играть…
– Мы не пробовали и нам любопытно, есть какие-то неудобства в игре на варгане? По зубам не бьет?
— Работает это так: вставляется между зубов, подвижный язычок иногда действительно бьет по зубам. У меня уже третий зуб под замену – шутка! (смеется).
Варган (возм. от старослав. варга — рот, или греческого όργανον — инструмент) — музыкальный инструмент в виде свободно колеблющегося в проёме рамки язычка, приводимого в движение пальцем или дёрганием за нитку. В Европе варган стал известен в начале второго тысячелетия. В белорусском городе Друцке найден варган XII века, на территории Великого Новгорода — шесть варганов XIII—XV века.
– Волшебно звучат ирландские мелодии, не планируете посетить эту страну?
— Нет, в Ирландию не поеду: там холодно. И в Индию тоже – там жарко.
– Как пришла идея научиться играть индийскую мантру?
— Я имею непосредственное отношение к буддизму, потому что мои предки относятся к каратскому роду — калмыкам. Естественно, они исповедовали буддизм, он для меня тоже как религия довольно близок. Несколько раз я бывал в Калмыкии, с Далай Ламой общался. Это очень интересная культура. Наша гора Богдо – необычайной красоты природный уголок, который служит местом поклонения для буддистов. Почти волшебное место – эта атмосфера и запах полыни… Давно меня посещает идея написать что-то на фоне этой горы.
– Должно быть, у Вас есть Муза для вдохновения?
— Идеи просто приходят и все. Я бы и сам хотел узнать механизм появления этих идей! (смеется). Большинство из тех музыкальных произведений, что я уже сегодня имею в своем арсенале, когда-то пришли в голову совершенно случайно. Некоторые произведения буквально за полчаса ложатся, а другие подбираются месяцами. И я до сих пор не нашел ответа на вопрос, от чего это зависит. Музыку Северного Кавказа полгода прикладывал, пока не добился нужного результата.
Окарина (итал. ocarina — гусёнок), свистулька — духовой музыкальный инструмент, род свистковой сосудообразной флейты. Существуют глиняные, фарфоровые и деревянные окарины. Народные окарины используются по всему миру — в Латинской Америке, Китае, Африке, восточной Европе и других местах.
Один за другим доставал Владимир Шашков музыкальные инструменты для своих композиций – гусли, акустическую гитару, укулеле, глиняную окарину, варган. Необычные сочетания инструментов: гитары и флейты, гитары и калюки, да еще и в игре буквально завораживают… Но еще больше был заворожен наш гость, ведь именно в этот момент он творил искусство.