«Сокровище пирата» обнаружили в Астраханском ТЮЗе
Премьера от молодого режиссера
Йо-хо-хо! «Сокровище пиратов» прозвучало в Астраханском ТЮЗе! Это музыкальная история и увлекательное пиратское приключение в одном спектакле. И новый эксперимент Театра юного зрителя, который стремится максимально разнообразить и раскрасить свой репертуар.
Кстати, режиссер постановки, а также автор пьесы – выпускник ГИТИСа Сергей Кандратьев – писал ее специально для астраханского театра. В результате получилась одна из самых масштабных постановок — в ней задействована большая часть труппы, а также студенты актерского отделения консерватории.
Стоит отметить, что в спектакле использовано и специальное уникальное оборудование. Оно было приобретено в рамках федеральной программы «Театр — детям», участником которой стал Астраханский ТЮЗ.
Ну и музыка — конечно, она сделала свое дело, наполнив постановку яркими красками. В спектакле звучат аутентичные пиратские песнопения, которые исполняются актерами а капелла. На «распевку» ушло несколько месяцев: артисты постоянно занимались с педагогом по вокалу, солистом астраханской филармонии Татьяной Важоровой, чтобы в итоге порадовать зрителей.
В преддверии премьеры журналист Людмила Кочина встретилась с главным «виновником» торжества Сергеем Кондратьевым — именно он поставил новый спектакль «Сокровище пирата», а вместе с тем раскроет нам несколько интересных подробностей. В интервью для газеты «Волга».
Сергей Кондратьев, без пяти минут выпускник ГИТИСа, одного из крупнейших в Европе и мире театральных вузов, представит на сцене Астраханского театра юного зрителя свою дипломную работу. Премьера спектакля «Сокровище пирата» состоится 27 апреля. Молодой режиссёр рассказал о подробностях.
— Сергей, как настроение перед «часом икс»: какие ожидания, как идёт процесс?
— Ожидания самые лучшие, а настроение – «надо всё успеть». Замахнулись на многое – и песни, и битбокс, и всё это вживую. Думаю, всё получится, просто всегда хочется большего. Я приехал в город 23 марта, и до этого у меня был один выходной день. Все остальное – работа с утра и до вечера.
— Помимо стандартных репетиций с актёрами есть ещё и вокальные репетиции. Зрителям ждать большого количества песен?
— Их будет шесть. Это композиции на мотивы шанти. Актёры будут петь акапельно. Откуда вообще родились песни для спектакля? Шанти – это морские английские песни, которые пели моряки, чтобы синхронизировать работу. Пираты в спектакле поют эти песни, чтобы создать дух приключений. Одна из песен будет антиалкогольной. Тексты писал сам, основываясь на англоязычном оригинале. Включить такие песни в спектакль мне показалось логичным – море, ветер, песни. Хочется петь.
— Как работали над самой пьесой? Ведь вы её тоже написали сами специально для спектакля.
— Замысел вынашивал долго: садился, вроде бы понимал, что именно нужно написать, но не понимал как. В итоге решил устроить себе информационный вакуум, и всё получилось. Пиратская тема привлекла своим духом приключений.
— Что хотите донести зрителю через эту постановку?
— Сюжет – о человеке, который чист без пристроек. Он попадает в мир пиратства, который достаточно жёсток, как бы ми его ни облагораживали. И этот человек потихоньку заводит друзей и меняет мир вокруг себя. В этом есть смысл: самые отрицательные персонажи всё равно меняются. Этот спектакль – ода радости. Ничего серьёзнее, чем радость и счастье, в нашей жизни нет. Хочу, чтобы зрители приходили, и у них в душе оставалось что-то хорошее, чтобы они уносили с собой дух приключений. Получится или не получится – во многом зависит от зрителя. Самый лучший зритель – тот, который творит вместе с тобой.
— Какой будет сценография? Насколько она важна в том, чтобы способствовать раскрытию вашей идеи?
— Возможно, сценографы ответят по-другому, но для меня декорации не являются самым главным. Не сильно люблю обычные рисованные декорации. Мы пытались по максимуму от этого уйти, оставив это лишь как элементы, которые мы сразу позиционируем как условность. Будет корабль, который мы воссоздаём парусом, и капитанская рубка, которая у нас свободно перемещается. Так задумано. Движение, свобода, энергия – вот что передаёт идею. А вообще главное на сцене – актёры.
— Как вам астраханский ТЮЗ и в целом город? Почему приехали именно в Астрахань?
— Сам я из Харькова. Попал сюда по распределению от вуза: предложили – зачем мне отказываться? Если судьба даёт тебе какой-то шанс, надо его реализовывать. Рад, что именно Астрахань: город южный, и это приятно. На работу езжу на велосипеде, так что город изучил достаточно хорошо – и город, и люди нравятся. Астраханский ТЮЗ меня удивляет. Смотрел некоторые спектакли – понравилось, всё на высоте. Если добавить оборудования, уровень будет ещё выше. От актёров, с которыми работаем над спектаклем – а среди них много молодёжи – тоже положительные впечатления. У ребят есть азарт, и это приятно.
— Поскольку «Сокровище пирата» – проект дипломный, есть ли переживания по поводу того, как его примут преподаватели?
— Не сильные. Есть переживания, чтобы получилось так, как задумано. Не концентрируюсь на том, что это диплом. Сплю, и вижу репетиции во сне – творческий процесс без оглядки на экзамены и оценки. Если я остановлюсь на секунду, задумаюсь, не смогу двигаться. Не хочется отвлекаться ни на что постороннее.
— В вузе давали какие-то советы перед началом работы над спектаклем?
— Дали один совет: «Не задерживайся на мелочах». Но не всегда получается ему следовать: хочется сделать идеально.
— Ваше первое образование математическое – программирование. Затем – актёрский период. Как пришли к режиссуре? Чем запомнилась учёба в ГИТИСе?
— Для меня нет большой разницы – актёр или режиссёр. Актёр создаёт мир персонажа, взаимоотношений. А режиссёр создаёт картину полностью. Большая картина, на которой нарисованы персонажи, созданные актёрами – на самом деле, это взаимная работа. Мне нравится создавать миры. Будет ли это актёрская работа, режиссёрская, или, может быть, даже драматургическая – для меня не так важно. Что касается ГИТИСа – это очень сильное учебное заведение. Его выпускников видно. Мне он близок, даже стены кажутся родными.
— Не актёрский опыт пригождается в нынешней профессии? И вообще, полезно ли режиссёру иметь какое-то иное образование, в других сферах?
— Есть режиссёры от бога, которые могут и так творить. Но я не ловлю звёзд с небес. Считаю, что режиссёру нужно быть немного специалистом во всём. Режиссёру, например, очень нужна история: нужно понимать, что ты делаешь и уметь это объяснить, ты перерываешь очень много материала, узнавая вещи, которые ты не знал. Программирование очень «сушит» мозги, хотя это и выгодно. А вот математика мне очень нравится: она помогает мыслить логически.
— Что самое сложное в профессии режиссёра?
— Нервы. Их надо выключать, даже когда ты понимаешь, что что-то получается не так.
— Ваш совет: почему стоит ходить в театр?
— Общаться. Творить. Суть в том, что театр заставляет фантазировать больше чем, кино, но меньше, чем книга. Считаю, что в нашем мире из-за информационной загруженности мы теряем очень важную вещь — то есть перестаём фантазировать. Это очень плохо.
— Так давайте помечтаем: что бы хотелось ещё поставить?
— Мне очень бы хотелось поставить «Сон в летнюю» ночь Шекспира. В этом произведении тоже есть тема радости, оно перекликается с тем, над чем я работаю сейчас.