Вячеслав Росляков: изображая мысли в искусстве
О знаменском мастере и его учениках
Заслуженный работник культуры РФ, талантливый художник, основатель и бессменный директор Детской художественной школы №3 ЗАТО Знаменск, почетный житель своего города, всю жизнь он посвятил искусству и детям. В его случае, одно без другого невозможно.
– Неталантливых детей нет, – уверен Вячеслав Владимирович, – просто нужно уметь выявить талант и уметь с ним работать. Этим секретом творческого роста поколений он и занимается уже почти полвека.
«Учим детей изображать мысли в искусстве, а язык живописи — самый понятный язык»
На одной из стен в Детской художественной школе – в той самой школе, которую он сам открывал когда-то – сегодня умещается несколько десятков фотографий, на каждой из них – очередной выпуск учеников, запечатленных вместе со своим учителем. Первый состоялся более 40 лет назад, и каждый год прибавляет очередное фото. Глядя на своеобразную галерею доброй памяти, Вячеслав Росляков говорит: «Жизнь всей нашей школы – в этих фотографиях». Говорит с легкой грустью, а может – с радостью, но скорее всего – собрав воедино эти два чувства. Черно-белые, слегка пожелтевшие фотографии занимают не так много места в большом помещении, но безграничное место в душе мастера – человека, в котором совсем не видишь возраста, потому что он всегда живет молодыми и яркими ощущениями прекрасного, вместе со своими учениками, пятеро из которых (то есть весь преподавательский состав школы) теперь работают рядом с учителем и передают свои знания новым поколениям детей.
Семилетняя Вероника – самая маленькая ученица в школе, и каждый раз она с большим удовольствием ходит на занятия. На вопрос, что ей больше всего нравится делать, отвечает просто – нравится лепить.
– Именно лепка помогает развивать моторику рук, в основе которой творчество, – поясняет мастер. Маленькими ручками таких детишек сделаны удивительные вещи, которые теперь бережно хранятся на выставочных полках и восхищают своей красотой, теплотой и старательностью.
По мотивам Дымковской и Филимоновской игрушки создаются замечательные поделки – к примеру, традиционная «свистулька», ставшая прообразом народного праздника, получившего известное всем название «Свистопляска». Когда смотришь на все разнообразие представленных здесь работ, не всегда можно поверить в то, что это делают дети от 8 до 13 лет – именно таков возраст учеников в пределах трехлетнего обучения в школе. Каково же бывает удивление, когда рядом с дымковской игрушкой видишь надпись – ученики 1 класса. Такое многообещающее начало сулит большое будущее…
Одной из самых лучших работ сам мастер считает удивительную птицу в классе резьбы по дереву. «Уже много лет не могу повторить такой работы, никто не может так. А сделала девочка двенадцати с половиной лет».
Интересно узнать, а какие эталоны в живописи есть у мастера. И снова неожиданный ответ от удивительного человека: «В искусстве хотел бы хоть на час побыть обыкновенным зрителем, не обладающим профессиональным взглядом художника – потому что это мешает профессионально выразить свои впечатления».
«Если художник доволен своей работой сегодня, то завтра он уже не создаст ничего нового»
Небольшое двухэтажное здание, где вот уже 46 лет располагается Детская художественная школа, не случайно было раньше жилым домом. Домашняя атмосфера окутывает с того самого момента, как только переступаешь ее порог и тут же оказываешься в мире, где живут добро и искусство. Когда-то первый гвоздь в стены этой школы вбил сам Вячеслав Росляков – молодой 22-летний парень, только окончивший художественное училище и приехавший в Знаменск. Он же повесил на здание первое объявление о наборе учеников. Сейчас в школе обучается более 120 детей. Выпускников насчитываются тысячи. Спустя десятилетия это уже не просто дом и не просто школа, а настоящий музей. И каждый класс – это новая экспозиция, с ее особыми формами и решениями. Среди них – галерея рисунков, витражной и традиционной живописи, декоративно-прикладного творчества. Лучшие работы разных лет остаются в стенах родной школы, являя собой настоящую гордость и пример для будущих поколений.
«Чем ограниченнее возможности, тем изобретательнее художник»
Особую экспозицию представляет маленькая комнатка-сокровищница, наполненная всевозможными предметами: чашками, цветами, гипсовыми фигурами, фруктами, засушенной рыбой и даже музыкальными инструментами. Все это – натурный фонд. Коллекция эта постоянно пополняется – что-то дети приносят, что-то сам мастер. Чучела птиц напоминают о еще одном увлечении Вячеслава Рослякова – по совместительству охотника. Многие из этих птиц отображаются на бумаге, а затем на холсте. Первый и второй этап разделяет и одновременно связывает серьезная работа.
«Рисунок – основа изобразительной грамоты»
Заходим в класс рисунка и сразу погружаемся в пространство штрихов и простых карандашей.
– Здесь обучение начинается с прямых линий и заканчивается головой человека, – говорит Росляков. На стенах висят лучшие эскизы, которые уже совсем не похожи на ученические детские работы. В продолжение моих мыслей Вячеслав Владимирович добавляет: «Валерий Малеев (Директор художественного училища им. П.М. Власова – ред.) отметил, что эти работы соответствуют первому-второму курсу художественного училища». И получается у него сказать это вроде бы вскользь, но слышна большая гордость за своих учеников.
— Класс живописи представляет воплощение замечательных идей в красках. Научить видеть цветом и цветом изображать – в этом наша задача, – подчеркивает Вячеслав Владимирович. Всевозможные законы цветовидения – на стенах в пространстве холста.
Не менее уникальную коллекцию представляет класс витражной живописи. На изготовление одной такой работы уходит до одного месяца: техника гораздо сложнее традиционной живописи – нужно, чтобы краска ровно засохла на стекле, для этого требуется дополнительное время.
Но, пожалуй, самое сильное впечатление ждало нас в гончарной мастерской – это класс скульптуры. За гончарным кругом – сам Вячеслав Владимирович Росляков.
Удивительно бережно руки мастера обращаются с материалом – ранее керамическая глина проходит подготовку в специально отведенной комнате, прежде чем ее пустят в дело. В течение 17 месяцев она очищается от всяческих примесей и становится самой подходящей для работы, достигнув наивысшего качества. Лишь несколько минут спустя в руках у мастера живой глиняный горшок, который в ближайшее мгновение обретает уже неизменную форму. Именно эти руки, как главное достоинство большого мастера, навсегда вошли в историю российского кино – в фильме «Орда» они работают на гончарном круге.
«Не боги горшки обжигают» – с гордостью Вячеслав Владимирович произносит свой главный девиз. А потом смотришь, как он вырезает узоры на деревянной доске или изготавливает глиняный кувшин на гончарном круге, и глаз нельзя оторвать ни на секунду, тогда думаешь – и все-таки что-то божественное в этом есть…
По дороге в Астрахань не покидает мысль – как повезло Знаменску, что есть у них такой человек, названный в 2010 году почетным жителем города. Но тут же понимаю: не только жителям Знаменска – всем нам повезло, что такие люди встречаются на пути и иногда даже пускают нас в «святая святых», чтобы передать частицу своего творчества и своей души.
Цитаты – Вячеслава Рослякова
___________________
В феврале 2017 года Вячеслава Владимировича не стало… А мы вновь и вновь пересматриваем фотографии с ним, вспоминаем его обаяние и такие мудрые мысли, с грустью и теплотой.