100 интересных фактов об Астрахани. Часть 2
Традиции, культура, история
Начало
51.
В нашем городе когда-то жил Чернышевский и задавался извечным вопросом «Что делать?». Почувствовать те времена можно в том самом доме на бывшей Почтовой – теперь это Музей культуры Астрахани.
Помимо наследия писателя, здесь вас приятно удивит коллекция старинных граммофонов, ателье фотографа XIX века и роскошные наряды, в которые вы сможете облачиться для раритетного фото.
52.
53.
Кстати, в городе есть еще немало кодовых названий, по которым легко можно вычислить настоящего астраханца — ну кто из нас не знает про «Розочку» (улицу Розы Люксембург — ныне Никольскую), «Пушку» (сквер имени Пушкина) или «Стрелку» (участок астраханской набережной).
54.
В 2018 году астраханскому аэропорту присвоили имя Бориса Кустодиева. Так решили астраханцы в ходе глобального интернет-голосования. Среди кандидатов также были император Петр I, поэт Велимир Хлебников (кстати, предположительно именно он придумал слово летчик) и Герой Советского Союза Николай Скоморохов.
55.
До наших дней дошло сразу несколько памятников XVI века, в том числе кремлевские стены, боевые башни и помещение порохового погреба. Порох на Руси называли зельем – потому и погреб носил ранее название «Зелейный». Всего в Астраханском кремле было 8 боевых башен — 5 из них сохранились с тех далеких пор.
56.
Восьмая башня называлась «Раскат». До сих пор краеведы не могут точно утверждать, в каком месте она находилась, но предполагают, что в районе Успенского собора, на этом месте сейчас находится Лобное место.
Это было высокое строение. С «Раската» сбрасывали преступников. Во время восстания Степана Разина этой участи не избежал и митрополит Иосиф — его казнили за то, что призывал горожан не прислушиваться к Разину и казакам. Мощи митрополита (он причислен к лику святых) покоятся в Успенском соборе, это один из главных святых в Астраханском крае.
57.
Город был захвачен донским казаком Стенькой Разиным в 1670 году — к этому времени ему уже покорились Саратов, Самара и другие волжские города. А теперь и Астрахань, после захвата ее центральной части — Астраханского кремля. Были казнены местные воеводы, знать, власть, на месте стали править казаки.
Разин в планах видел присоединение народов Астрахани, а затем – поход на Москву, он не планировал свержение царя и царской власти, но хотел дать людям свободу – посредством отмены крепостного права. В результате восстание было подавлено.
58.
Уже в XX веке писатель и режиссер Василий Шукшин хотел снять фильм о Степане Разине, исполнив в нем главную роль. В 1969 году им был написан роман «Я пришёл дать вам волю». Автор приезжал в Астрахань, собирал здесь материал (в том числе, в библиотеке им. Н.К. Крупской), планировал проводить в нашем городе сьемки. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться — во время съемок фильма «Они сражались за Родину» Василий Макарович скончался от сердечного приступа.
Кстати, предположительно в Астрахани Шукшин написал рассказ «Сапожки».
59.
При реставрации в 2014 году в стенах Астраханского кремля были обнаружены пушечные ядра времен восстания Степана Разина, которые застряли в кладке кирпича и не смогли пробить их насквозь. Это еще раз подтверждает мощь оборонной крепости.
60.
Кстати, крепость XVI века строилась из обожженного кирпича – для стен и башен его брали даже с развалин Золотой Орды: Хаджи-тархана, Сарай Бату и т.д. Это во многом объясняется сверхбыстрыми темпами строительства – времени практически не было. Астрахань – крайняя точка российского государства, нужно было срочно укреплять город. Свое производство кирпича столь же быстро установить здесь было невозможно: нужно было заново начинать производство, добывать глину, заниматься обжигом. Проще было разобрать соседние города.
Несмотря на то, что с тех времен утекло немало веков и позади осталось несколько реставраций – и даже серьезных реконструкций древней крепости, в кирпичной кладке до сих пор сохранилась татарская плинфа красного цвета. Да, изначально всеми любимый белоснежный кремль был красного цвета, как и Московский.
61.
В Астрахани есть немало культурных улиц: Бальзака, Баха, Моцарта, Шопена и пр. Есть улицы Акварельная, Бирюзовая и др. Улицы называют и в честь выдающихся астраханцев: Велимира Хлебникова, Василия Тредиковского, Марии Максаковой и др.
62.
Уникальное место, где можно увидеть одновременно 14 знаменитых личностей, имеющих отношение к нашему городу, называется Аллея Славы Земли Астраханской и находится на проспекте Анатолия Гужвина. Она так же была открыта к 300-летию Астраханской Губернии. Среди бронзовых бюстов сплошь выдающиеся люди: Василий Тредиаковский – первый академик России, который родился и вырос в Астрахани; Василий Татищев – государственный деятель, губернатор Астраханской губернии; художник Борис Кустодиев, поэт Велимир Хлебников и другие.
63.
Есть в Астрахани и международная «Аллея памятников» — она разместилась в сквере Астраханского государственного университета. Самый известный памятник открыт Омару Хайяму в 2016 году.
Скульптуру изготовили в Екатеринбурге, ее высота превышает 4 метра, а вес составляет около 1,5 тонн. Кстати, это первый в России памятник Омару Хайяму — его сразу же нарекли символом российско-иранской дружбы. А напротив можно увидеть памятник Махтумкули Фраги — туркменскому поэту, философу и мыслителю, классику туркменской литературы.
64.
Есть в Астрахани место, где находятся самые редкие книги города — это библиотека им. Н.К. Крупской. Здесь даже есть такой отдел — редких книг и книжных памятников. Самому возрастному экземпляру — Инкунабулу «Великосветские проповеди» — более 500 лет. А можно встретить и редкие книги, выделяющиеся по другим признакам. К примеру, здесь есть самая большая книга — весом в 18 кг («Летопись Астраханского края», ИД «Морской Петербург»), самая маленькая, размером 2,7 на 1,8 см (Коран, Тегеран), или самая толстая — в 1890 страниц («Общий книжный каталог», Лондон).
65.
29 января 1813 года вышел в свет первый номер первой астраханской газеты, носившей название «Восточные известия». Издателем первой астраханской газеты был Иосиф фон Вейскгопфен. Газета была миниатюрной: четыре листа размером с ученическую тетрадь.
Первая статья в «Восточных известиях» была посвящена войне с Наполеоном. Много внимания уделялось торговым связям Астрахани. На страницах «Восточных известий» читатель мог найти ценные описания образа жизни, обычаев, быта и культуры народов Грузии, Хивы, Бухары, Индии, Турции, Персии и Тибета.
Последний номер газеты «Восточные известия» вышел 5 июля 1816 года. Со смертью Иосифа фон Вейскгопфена издание «Восточных известий» было прекращено.
Среди других дореволюционных газет Астрахани — «Астраханец», «Астраханский листок», «Волжский вестник» и другие. Издавалось и немало журналов — особо среди них выделяется «Чилим: журнал сатиры и юмора».
Ежегодно в честь выхода первой астраханской газеты, положившей начало всей астраханской журналистике, в регионе празднуют День Астраханских СМИ.
66.
До сих пор поговаривают, что под Кремлем есть тайный ход. Фактически его наличие не доказано. Однако есть интересные версии на этот счет. В 1970 году в ходе реставрационных работ рядом с башней Никольские ворота был найден полузасыпанный ход в крепостной стене. Это были так называемые Водяные ворота. В XVI-XVII веках они считались воротами жизни: при длительной осаде только через них можно было выбраться к берегу Волги и набрать воды.
67.
Есть такое звание: «Почетный гражданин города Астрахани». В XIX веке звание «Почётный гражданин» присуждалось в Астрахани по ходатайству Городской Думы за особые заслуги. Есть сведения, что эта традиция продолжалась и в начале XX века, но потом была прекращена. Ее возродили в Астрахани в 1993 году и с тех пор ежегодно в преддверии Дня города озвучивают имена новых почетных граждан.
В новейшей истории этих имен уже более 80. И среди них: президент России Владимир Путин, первый губернатор Астраханской области Анатолий Гужвин, актер и режиссер Владимир Меньшов, режиссер и многолетний худрук ТЮЗа Юрий Кочетков, хореограф Наталья Киндякова, а также Александр Марков — писатель-краевед, которого называют не иначе как летописцем астраханского края, автор множества трудов об истории региона и Николай Рудиков — заслуженный художник России, так же летописец своего региона.
68.
Астрахань в народе называли Разбалуй-город.
Иван Аксаков (1823–1886) — русский публицист, поэт, в своих письмах к родителям делится интереснейшими сведениями: «18-го января 1844 года. Ямщичий староста в Царицыне, в то время, когда мы пили чай, рассказывал нам много любопытного про Астрахань, где он живал. У нас в народе называют этот город Разбалуй-город, а губернию народною, потому что летом изо всех губерний собираются люди на промысел. Кто раз отправился в Астрахань, тот весь переиначивается, забывает все домовое и вступает в артель, состоящую из 50, 100 и более человек. У артели все общее; подступая к городу, она вывешивает свои значки, и купечество спешит отворить им ворота; свой язык, свои песни и прибаутки. Семейство для такового исчезает, и он делается необыкновенно общителен, сейчас знакомится со всеми незнакомыми и, добывая много денег, все растрачивает в гульбе».
69.
В Астрахани родился отец вождя – Илья Ульянов. Кстати, в городе даже есть специальный, Красный, маршрут, который проходит в том числе по Музею историю города (Дому-музею Ульяновых).
70.
Однажды рядом с памятником Ленину в центре Астрахани появилось много диковинных существ – это подарок городу к 450-летию. Некоторые астраханцы до сих пор не подозревают, что у фигур на главной городской площади есть четко сформированные смыслы.
Фонтанный комплекс венчают по краям две скульптурные композиции в виде женских фигур с кувшинами: это аллегорический символ дружбы двух городов — Астрахани и Санкт-Петербурга и союза двух рек — Волги и Невы.
Фигуры мальчиков – символы молодой жизни и созидания. По задумке авторов, «Отдыхающий мальчик», «Мечтающий мальчик», «Рисующий мальчик», «Читающий мальчик» имеют своё особое значение: Вечное движение воды порождает творческие устремления.
«Сосуды», «Кувшин» – символы астраханского хлебосольства и многообразия астраханских товаров. «Борьба водных чудовищ», «Плывущий морской конь», «Тритон», «Морской конь с кувшином» – персонажи морской и речной мифологии и символы сил природы.
71.
Кстати, площадь имени Ленина имеет богатейшую историю. В XVI веке здесь находились солончаки. На островках, не покрытых водой, местные жители разбивали огороды. В 1630-е годы здесь воздвигли Долбилов монастырь, вокруг которого возникла Саянова слобода – поселение торгово-промышленного населения.
В XVIII веке тут находился Житный двор с винными погребами и хлебными амбарами. В первой четверти XIX века его разобрали из-за повышения уровня грунтовых вод. Поэтому в народе площадь называли «Мочажной», то есть Болотной.
В 1706 году Житный двор передали прибывшим в наш город лютеранам. Здесь был открыт первый лютеранский молельный дом, ставший затем кирхой. В 1747 году эту маленькую крепость передают кремлёвскому гарнизону, а в 1825 году её ветхие стены полностью разбирают. В 80-е годы XIX века болота были засыпаны и на их месте разбили сад, получивший название «Подкремлёвский», а после — бульвар «на месте проезда Государя Императора из порта в центр города», в честь визита Александра II. Во время революции сад был буквально разрушен. Вслед за этим он кардинально изменился и был переименован в парк «Олимп».
В 1918 году тут захоронили Сергея Бурова – 27-летнего командира астраханского отряда, который погиб при защите г. Петровска (современной Махачкалы) – и установили памятник-бюст. Поэтому сад называли Буровским.
Ну а в 30-х годах здесь открылся стадион «Трудовые резервы». В 1958 году, в год 400-летнего юбилея города, прах Сергея Бурова перенесли на городское кладбище, бюст демонтировали, а парк полностью реконструировали. Так, это место становится главной городской площадью с трибуной, 17-метровым памятником Ленину и семью фонтанами.
К следующему громкому юбилею Астрахани – 450-летию города в 2008 году – площадь реконструировали по проекту петербургских архитекторов.
72.
В 2017 году в центре Астрахани появилась 15-метровая Триумфальная арка, сделанная из монолитного бетона, облицованного иранским мрамором и вставками из карельского гранита. Она украшена гербами Астраханской области и Российской Федерации, а также барельефами с историческими сценами.
73.
Прототипом этого сооружения стала деревянная Триумфальная арка, построенная на астраханской набережной ещё в 1871 году и простоявшая аж до 1980-х годов. Арка появилась в районе так называемого Порта (это место называют 17-й пристанью). А соорудили ее специально к приезду российского императора Александра II – вместо старых портовых ворот.
Арка была деревянной, ажурной, с накладной резьбой, которая символизировала богатство астраханского края. «В основании арки лежали груды соли из астраханских озер, колонны были увиты гроздьями винограда на зеленых лозах, а весь фасад ворот живописно драпировали модели различных судов с новейшими принадлежностями рыболовства, покрытые золотыми сетями с мелькавшими в ячеях серебряными рыбами», — так описана арка в исследовании «Астраханская набережная: история и современность».
Кстати, в строительстве этой арки принимал участие отец писателя Максима Горького — мастер плотничьих дел Максим Савватиевич Пешков.
74.
А посетил Император Александр II Астрахань в 1871 году — вместе с наследником цесаревичем Александром (будущим императором Александром III) и великим князем Владимиром Александровичем. Программа его пребывания была весьма насыщенной и включала, наряду с посещением достопримечательностей Астрахани, поездку на Житный рыболовный промысел братьев Сапожниковых.
Спустя всего три дня после этого визита Городская дума решает открыть бульвар «на месте проезда Государя Императора из порта в центр города».
А уже в 1884 году на средства города (в том числе на средства купечества), с разрешения императора Александра III, по проекту известного скульптора Александра Михайловича Опекушина в тогдашнем Губернаторском саду был установлен памятник Александру II. Император был изображён на гранитном постаменте в ниспадающей порфире, со свитком – «Манифест об отмене крепостного права» в правой руке, на пьедестале золотом были начертаны слова: «Царю-освободителю», у подножия памятника стояли четыре бронзовых орла. Установка памятника повлияла на название площади, вскоре её стали называть Александровской.
После революции, в марте 1917 году, скульптура императора была снята. 15 февраля 1918 года в бывшем Губернаторском саду было похоронено 180 рабочих, погибших в ходе боев за установление в городе Советской власти. Сад стал называться «Братский».
75.
76.
И вообще — астраханцы настолько почитают рыбу, что и ей открывают памятники, на собственноручно собранные деньги. Так, несколько лет назад в городе появился сей монумент, в честь воблы-кормилицы.
Идея увековечить главный бренд и символ региона пришла, как вы понимаете, не случайно. Эта небольшая рыбка во время Великой Отечественной войны спасла от голода тысячи жителей. Автор работы — Александр Шевченко.
О других рыбных памятниках читайте здесь.
77.
И в продолжение воблы — есть в Астрахани такое блюдо: «Окрошка астраханская». Вместо мясных продуктов в него добавляется отваренная сухая вобла. Получается очень вкусно!
78.
В Астрахани есть целое место «толерантности», где в относительной близости друг от друга — на пересечении улицы Калининой и Советской — можно встретить памятники сразу нескольких национальностей. А именно: часовню святителя Николая Чудотворца, поклонный крест Святых Кирилла и Мефодия, парк «Армения» с поклонным крестом «Хачкар», памятник Курмангазы, посвящённый казахскому кюисту Курмангазы Сагырбаеву.
79.
У колокольни Благовещенского монастыря непростая история. Она была построена в 1907 году на средства монастыря и пожертвования благотворителей. Но с появлением советской власти в регионе монастырь упразднили и несколько лет спустя, в 1930-х годах, колокольню снесли.
Однако годы спустя 60-метровая колокольня была восстановлена. В рамках федеральной целевой программы «Культура России» велись работы по восстановлению – по старинным чертежам и уникальным фотографиям, в результате чего удалось воссоздать узоры и декоративные детали кирпичной кладки.
16 мая 2014 года на Колокольне впервые зазвонили вновь установленные колокола. Для звонницы Благовещенского монастыря весной того года в Воронеже были отлиты 10 колоколов, разных размеров. Самый большой из них весит 1300 кг, а наименьший – 10 кг.
80.
В Астрахани есть немало памятников и малых архитектурных форм — они посвящены семье, лотосу, осетру и т.д. Есть среди этого изобилия и актерские прототипы — в частности, у скульптурной композиции «Конек-горбунок», установленной перед местным ТЮЗом. Дело в том, что именно персонажи знаменитой сказки Ершова стали символом театра, а для исполнительницы роли Конька-горбунка – Валентины Заворотнюк – эта роль стала одной из самых значимых в карьере.
Валентина Заворотнюк в астраханском ТЮЗе в свое время была настоящей звездой, считаясь одной из лучших актрис-травести во всем Советском союзе. Как и полагается данному амплуа, она блистательно воплощала на сцене образы детей и животных. И, естественно, в сказке «Конек-Горбунок» исполняла главную роль. До сих пор сильная половина Астрахани с умилением вспоминает талант актрисы и ее огромные выразительные глаза. Поэтому руководством города было принято решение – к 450-летию города открыть памятник-символ ТЮЗа, прообразами которого стали Валентина Заворотнюк и Юрий Минеев.
81.
Как известно, актриса и телеведущая Анастасия Заворотнюк — дочь Валентины Борисовны — выросла за кулисами астраханского ТЮЗа, и именно здесь мечтала об актерском будущем.
В то время на сцене театра делал свои первые актерские шаги будущий народный артист России Борис Невзоров. В Астрахани получил актерский диплом еще один народный артист Владимир Стеклов — он окончил Астраханское музыкальное училище. До сих пор народный артист поправляет журналистов, которые не верят в правильность названия учреждения — но в то время актеров выпускали именно там. Сегодня актерские отделения действуют в Астраханском колледже культуры и Консерватории.
В Астрахани в актерской семье также родился и вырос актер Дмитрий Дюжев.
82.
Эммануил Гедеонович (тот самый!) Виторган мечтал об актерстве и участвовал в шекспировских постановках с дворовыми ребятами в Астрахани.
«В детстве я дружил с мальчиком, у которого мама и папа были актерами. Я часто бывал у них в доме, ходил в театр и вскоре понял, что не могу без всего этого существовать», – говорил впоследствии актер. Этим мальчиком был Юрий Кочетков — многолетний художественный руководитель и режиссер Астраханского ТЮЗа, а ныне — его президент.
83.
Оскароносный режиссер и создатель наших любимых фильмов Владимир Меньшов родился в Баку, но вся его семья была родом из Астраханской области. В столице Азербайджана семья Меньшовых прожила 8 лет. После войны в 1947 году отца Володи перевели в Архангельск, а три года спустя семья обосновалась в родной Астрахани. Здесь юный Владимир заинтересовался миром кино, стал изучать специальную литературу и окончательно определился с выбором профессии. После окончания школы юноша отправился поступать во ВГИК, но провалил экзамены. В Школу-студию МХАТ он поступил только с четвертой попытки. До этого он работал учеником токаря на одном из астраханских заводов, после трудился на шахте в Воркуте, был матросом на водолазном катере в Баку, затем в Архангельске и Астрахани. И, помимо рабочих специальностей, есть в его трудовой биографии актерский опыт во вспомогательном составе Астраханского драмтеатра (тогда – Астраханского театра имени Кирова).
Уверены, что этот опыт ему очень пригодился. Тем более, что 1961 году упорный парень, наконец, поступил в Школу-студию МХАТ.
Владимир Валентинович всегда тепло вспоминал об Астрахани — после Архангальска он наслаждался теплой Волгой и ярким солнцем, здесь он встретил первую любовь, здесь ждал понедельника, чтобы бежать на очередной киносеанс в «Октябрь», здесь делал первые актерские шаги.
84.
Уже несколько лет посетители Музея боевой славы в Астрахани могут совершить невероятное «Погружение». Так называется инновационная экспозиция, наполненная медиа- и компьютерным оборудованием, с помощью которого можно достоверно представить и испытать на себе, в каких условиях жили современники Великой Отечественной войны.
Проект «Погружение» внезапно переносит нас в сталинградскую квартиру тех времен. Всё более, чем реалистично – за основу взята настоящая квартира инженера тракторного завода Константина Колесова и его семьи. Именно в таких условиях в этот дом пришла война…
85.
Не так давно в Астрахани появился новый арт-объект – это стало подарком к 460-летию города. Красавец-корабль ручной работы можно увидеть сегодня на Варвациевском канале, недалеко от Моста дружбы.
Возможно, вы удивитесь, когда узнаете, кто автор этого прекрасного творения – его изготовили в астраханской исправительной колонии! В итоге получился отлично детализированный корабль с российским орлом на корме, палубой, реями, мачтами и даже выкатными пушками. Корабль окрестили «Орлом» – по имени его прародителя, заложенного в России в XVII веке для службы на Каспийском море. А место его размещения — Варвациевский канал — выбрали астраханцы, поделившись мнениями в соцсетях.
86.
В настоящее время куранты кремля два раза в день, в 12 и в 18 часов, играют мелодию «Славься» Глинки. Кроме того, отбивают каждую четверть часа и каждый час. Большая заслуга в этом смотрителя часов и звонаря Сергея Нефедова.
А вот как выглядят знаменитые кремлевские часы и часовой механизм изнутри.
87.
Есть в Астрахани и частный дом-музей купеческого быта. Его создателем является Михаил Тутаринов – антиквар со стажем и большой ценитель старины. Началось все с того, что у Михаила был свой антикварный магазин в Театральном переулке. Со временем количество старинных вещей увеличилось, спрос тоже был немаленький – и постепенно пришла идея открыть свой частный музей. Здесь представлены интерьеры и быт купцов XIX-XX вв.
Эти предметы Михаил на протяжении 7 лет скупал у жителей Астрахани, узнавая истории о каждом предмете.
88.
Однажды уличные реформаторы решили привнести новые краски во внешний облик нашего города (в буквальном смысле слова!). Так появился граффити-проект «Чилим-фест». Организаторы провели детальный анализ астраханской истории и краеведения, чтобы запланированные росписи остались в четких рамках культурно-исторической составляющей Астрахани. Это было главное условие и изюминка всего фестиваля. В результате город получил сразу несколько расписанных объектов и за каждым изображением — своя история.
89.
Не все знают, но в Астрахани есть залежи уникальной глины, а еще астраханская ива и чакан, который не стоит путать с камышом – в Доме ремесел вас научат необыкновенным здешним промыслам.
90.
В Астрахани проживают представители более 150 национальностей. «Гулять всем миром» — здесь это не преувеличение. Так сложилось исторически — в подтверждение чего говорят и некоторые астраханские названия: Татарская слобода, Персидское подворье, Армянское подворье, река Кутум и т.д.
Астраханский регион без преувеличения можно назвать не только одним из самых многонациональных в стране, но и одним из самых богатых на всевозможные культурные центры и религиозные объекты.
91.
В честь 900-летия крещения Руси в Астрахани был возведен Собор Святого Владимира (официальное название — Кафедральный собор равноапостольного князя Владимира). Он был построен в период с 1895 по 1902 год петербургскими гражданскими инженерами В.А. Косяковым и Н.Э. Икавитцем. Спустя 125 лет, к очередному юбилею Крещения Руси и к 455-летию Астрахани, перед Храмом появилась статуя Князя Владимира в полный рост. Памятник стал одним из нескольких гуманитарных проектов, реализуемых в Астрахани руководством Азербайджана. Таким образом, Астрахань является единственным городом, где существует такой ансамбль.
92.
Белая мечеть считается старейшей мечетью Астрахани. Она была построена в 1810 году на деньги татарского купца первой гильдии Давида Измайлова на месте прежней деревянной мечети, упоминания о которой встречаются в 1777 году.
93.
Храм Успения Пресвятой Богородицы, известный как Римско-католический костел, был третьей католической церковью по времени основания в России – после, разумеется, Москвы и Санкт-Петербурга. Косвенно причиной строительства стал указ 1702 года «О вызове иностранцев в Россию с обещанием им свободы вероисповедания», в результате которого в городе сформировалась община иностранцев-католиков.
94.
Если вы услышали в Астрахани божественную музыку, значит оказались в Римско-католическом храме (костеле). Наш город — первый после Санкт-Петербурга и Москвы, где появился орган. В 1778 году он был установлен в Лютеранской кирхе. В XIX веке король инструментов зазвучал в Римско-католическом храме, а в XX веке – еще и в Астраханской консерватории. Явление для провинциального города уже сродни уникальному.
Родоначальником органных концертов в Астрахани более 100 лет назад стал Артур Капп – пианист, дирижер, композитор, директор Астраханского музыкального училища.
95.
В Астрахани находит свое развитие и Иммерсивный театр. В одно лето Общедоступный театр «Периферия» представил в нашем городе сразу три премьеры, посвященные жизни и творчеству великих астраханцев. Поэт-футурист Велимир Хлебников, художник Борис Кустодиев и оперная певица Надежда Папаян – зрители узнают о них гораздо больше благодаря проекту «Мы – наследники великого прошлого». Вместо театральной сцены в спектаклях задействованы пространства астраханских музеев: Дома-музея Велимира Хлебникова, Дома-музея Бориса Кустодиева и Музея культуры Астрахани. А зрители оказываются в эпицентре происходящего…
96.
Правильно говорят: у астраханцев свой язык, особый… Проявляется это редко, но очень метко. В 2007 году в Астрахани даже вышло целое издание «Астраханские словечки», его авторы: Г.А. Лосев и М.И. Кирокосьян. Например, воробей по-астрахански — это жидрик.
Подлещик – так астраханские рыбаки называют некрупного леща». Получается даже как-то ласково.
А еще есть у нас тарашка!
97.
Не все знают, но Владимир Хлебников – это не просто отец знаменитого поэта, но прежде всего — талантливый учёный-натуралист, орнитолог, лесовед, который внес значительный вклад в сохранение флоры и фауны Астраханского региона. Именно по инициативе Хлебникова и при его активном участии создан первый Советский заповедник в дельте Волги, первым директором которого он и являлся.
98.
Младшая сестра Велимира — Вера Хлебникова — стала художницей. С детства её окружала творческая атмосфера: отец учил рисовать, мать давала уроки французского языка, читала книги. Вера рано проявила своё дарование, с шести лет копируя иллюстрации с детских книг, а с восьми – приступив к собственному творчеству. Это были преимущественно зарисовки птиц и зверей, обитавших в отцовском доме. Рисунок «Белочка» она подарила своему брату Виктору (Велимиру), который хранил его до конца своей жизни, брал в многочисленные поездки.
Сейчас работы Веры Хлебниковой представлены в фондах Государственного Русского музея, Третьяковской галереи, музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Астраханской картинной галереи.
99.
В Астрахани есть реликвия, связанная с именем Марины Мнишек. Правда, изготовлена она была не в смутные времена, а задолго до этого — еще в XV веке и специально для Архангельского собора Московского кремля.
Шелковая, расшитая серебром и золотом, плащаница выносилась на Страстной неделе перед Пасхой. На ней изображены три пасхальных сюжета: снятие с креста, положение во гроб и воскрешение Иисуса Христа.
В эпоху Смутного времени Марина Мнишек с Иваном Заруцким были вынуждены бежать из Московского кремля. Они совершили ограбление в Архангельском соборе, скрывались в Астрахани, но правительственные войска их настигли. Далее случилась переписка астраханского воеводы с Государем, в которой император повелел оставить все награбленное в Астрахани и передать Успенскому собору. Самое интересное, что в Краеведческий музей этот предмет поступил в 1914 году, то есть Успенский собор передал его музею еще до революции. И хранился здесь как артефакт исторической важности.
100.
Даже кофейня в Астрахани может быть памятником архитектуры. Речь о кофейне «Шарлау», история которой началась еще в XIX веке. Фирма Шарлау существовала в Астрахани с 1897 г., сначала Шарлау старшего (швейцарского гражданина), а затем его наследников; она включала в себя кондитерское заведение и шоколадную фабрику и размещалась изначально в разных зданиях. В конце XIX в. Карл Арнольдович Шарлау построил это здание, в котором разместились и производство, и личные квартиры владельцев.