Адвокаты своих героев: интервью в преддверии «Коляда-Plays»
Независимый проект артистов АДТ
В эти дни в Екатеринбурге проходит Х Международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays». В нем принимают участие и астраханские артисты из Независимого проекта АДТ под руководством Александра Беляева. Незадолго перед поездкой нам удалось задать им несколько вопросов. Интервью уже перед вами, но для начала напомним, кто есть кто.
– Ребят, мы посмотрели все спектакли проекта и поняли, что вам порой приходится играть тех, с кем внутренне не согласен. Как вы вживаетесь в образ, добиваетесь того, чтобы вам верили?
– (Михаил Цепляев) Вообще, «вживаетесь» – это, наверное, не то слово. Преподаватели нам говорили, что если вжиться в роль, можно из неё не выйти. Поэтому её нужно скорее прожить.
– (Лиза Валяева) Лично я могу сказать огромное спасибо режиссеру, который всегда помогает нам найти нужные черты характера персонажей. Он прикладывает огромные усилия, чтобы мы сами начали верить в то, что делаем. Поверишь сам – поверит и зритель.
– А в выборе пьес режиссер с вами советуется или просто ставит перед фактом?
– (Лиза) Мы их предварительно читаем, собираемся вместе и обсуждаем. И Александр Владимирович всегда просит: «Говорите честно: нравится – почему? не нравится – почему?» Но пока получается так, что нам всё нравится.
– Сколько времени примерно уходит на то, чтобы настроиться перед спектаклем?
– (Лиза) Понимаете, большинство из нас студенты. Мы утром идем на пары, занимаемся, потом приходим сюда, готовимся. И вот, разговаривая друг с другом, складывая реквизит, как-то само собой настраиваешься. Нам с Мишкой, наверное, повезло больше всех. Перед спектаклем «В душе хороший человек» мы минут двадцать находимся наедине за кулисами, снова прокручиваем всё в голове, повторяем текст… Эти священные двадцать минут каждый раз очень нам помогают.
– А были моменты, когда вы, несмотря на всю подготовку, забывали слова?
– (Лиза) Ну, да, бывало такое. Ты говоришь – и думаешь, что всё нормально, а партнер намекает: «Может быть, все-таки не так, а вот так?» И ты смотришь на него и спохватывается: «А, точно! Именно так!» Очень важно, чтобы был хороший партнер, как у меня: всегда поможет, вытащит.
– (Екатерина Якшина) Иногда не только слова забываем, но и реквизит!
– (Миша) Да уж…
– Серьёзно? Расскажите!
– (Миша) Не знаю, можно ли об этом говорить (смеется). Ну ладно. В сцене, когда выключается свет и звонят в дверь, я ставлю на пол ведро, в которое вмонтирован фонарь. Он освещает наши перекошенные страхом лица, как в фильмах ужасов. Так вот однажды это самое ведро мы забыли и играли почти в полной темноте. У нас были только два светящихся бутафорских цветочка, которые еле работали…
– (Лиза) В тот момент, мне кажется, наступила такая тишина, что было слышно, как бьются наши сердца… Мы щипали друг друга, а в голове крутилось: «Всё, нам крышка!»
– А режиссер потом вам выволочку за это не устроил?
– (Лиза) Он просто сделал фейспалм. Это стало для нас хорошим уроком: теперь мы всё проверяем по несколько раз.
– Есть ли какой-то персонаж, про которого вы думаете: эта роль написана как будто специально для меня?
– (Миша) Да в каждом персонаже, которого играешь, можно найти что-то схожее с собой.
– Даже в Андрюше? (Герой Михаила в спектакле «В душе хороший человек». – Прим. ред.)
– (Миша) Даже в Андрюше. Ты стараешься оправдать этого человека. Нельзя своего персонажа осуждать, ругать, иначе он будет скучным, неинтересным.
– А если персонаж отрицательный дальше некуда? Иудушка Головлев, например?
– (Лёша) А помните, Иешуа говорил, что нет плохих людей?
– (Екатерина) Да, ты всегда адвокат своего героя.
– Что повлияло на ваш выбор профессии?
– (Миша) Мы в детстве с двоюродным братом часто ставили какие-то сценки – это у нас называлось «играть в кино». Сочиняли себе роли, персонажей, продумывали, как их зовут, сколько им лет и всё прочее.
– (Лиза) Вообще, я была таким ребенком, который не может усидеть на месте. Меня отдавали то в спорт, то на танцы, даже на шахматы я два дня ходила (смеется). А потом мама случайно узнала про театральную студию «Мечтатели», привела меня – и я задержалась там на четыре года. Кстати, мы втроем в этой студии занимались – я, Катя и Миша. Денис Кораблев занимался в студии «Мы».
– (Катя) Я с детства любила крутиться возле зеркала, причем не просто так, а придумывая для себя пьесы и разыгрывая их с воображаемыми партнерами. А потом тоже попала в «Мечтатели».
– Алексей, вы так снисходительно улыбаетесь, слушая молодежь…
– (Алексей) Да нет, я просто вспомнил, как поступал в наше культпросветучилище. Пришел в ТЮЗ, где собирались абитуриенты, и нас там просили подниматься на сцену и представляться. Все выходят, говорят: «Я из «Мечтателей»», «Я из «Мы»»… А я сижу и думаю: чего я сюда вообще пришел?
– А если бы с актерской карьерой тогда не сложилось, кем бы вы стали?
– (Алексей) Мне всегда хотелось пойти по стопам отца и быть милиционером. Полицейским, как теперь принято говорить.
– (Михаил) Ну, я бы, наверное, стал поваром. У меня, в принципе, до сих пор есть мечта открыть свой ресторанчик.
– (Лиза) Я очень хотела быть патологоанатом. Родители сильно отговаривали. Потом меня все эти их лекции достали, и я всерьез задумалась о том, чтобы поступить на филологический факультет. Уже сдала экзамены по русскому языку и литературе, и тут к нам в школу пришли из драмтеатра и сказали, что раз в четыре года набирают курс на обучение актерскому мастерству. Я не могла не попробовать – и вот результат.
– (Екатерина) Вообще, я себя не видела никем, кроме актрисы. Разве что в далеком детстве хотелось быть судьей.
– Какая неплохая компания собирается! Судья, полицейский, патологоанатом… И повар, который всех их кормит. Денис, а вы бы кем стали?
– (Денис) Педагогом. У меня в семье все учителя, а я вот один выбился… (Смеется.)
– Число ваших поклонников растет. Хочется ли вам, чтобы вас узнавали на улицах, просили автографы, или все же лучше оставаться незамеченными?
– (Михаил) Даже не задумывался об этом. Хотя однажды мужчина подошел к нам и сказал: «Ребят, я был на вашем спектакле – это очень здорово». Было приятно.
– (Лиза) А я, помню, еду как-то рано утром в маршрутке на следующий день после спектакля «Наташина мечта» – практически сплю, на голове что-то непонятное, в ушах наушники… Вижу, на меня в упор смотрит девушка и улыбается. Вытаскиваю один наушник, а она мне: «Ой, а это вы играли в «Наташиной мечте»? Мне очень понравилось, спасибо вам огромное!» Я говорю: «Спасибо, приходите к нам еще!» Но время для таких разговоров было, наверное, не совсем подходящее…
– (Алексей) Вот, была бы патологоанатом, не говорила бы «Приходите еще!» (Смеются.)
– Есть такое мнение, что все актеры театра мечтают сниматься в кино. Как насчет вас?
– (Лиза) Я бы попробовала для общего развития, так сказать. Жизнь познается в сравнении. Но мне кажется, ничто не увлечет меня так сильно, как театр.
– (Миша) Я играл в массовке и видел процесс съемки. Сцену, которая длилась пять секунд, снимали часа три. И всё это время актеры, которые не были в ней задействованы, просто сидели и пили чай. Мне это не понравилось. К тому же вот снимут фильм – и какие эмоции ты в него вложил, такие там навсегда и останутся. А в театре ты можешь каждый раз быть разным. Вообще, когда я шел сюда, то понимал, что мне хочется проживать чужие жизни.
– (Лиза) Да, наверное, я тоже ради этого сюда пришла – потому что скучно прожить одну жизнь.
– (Алексей) Мне кажется, ребята сейчас немного не о том говорят. Если тебе дают главную роль в кино, нельзя сидеть и просто так пить чай. Ты обязан постоянно быть «включен»; всегда готовиться к тому, что через час тебе скажут: вот здесь ты должен заплакать, а здесь засмеяться или еще что-то. Сниматься в массовке всю жизнь, конечно, не вариант, а вот играть значимые роли – любой бы этому обрадовался, я думаю. Хотя, в отличие от кино, театр дает живую эмоцию зала.
– Раз уж зашла речь о кино – какие ваши любимые фильмы?
– (Михаил) «Страна Оз», «1+1». Из последних фильмов, которые я посмотрел, могу отметить «Коробку».
– (Екатерина) Я большая поклонница «Шерлока». Это мой любимый сериал.
– (Денис) «Бойцовский клуб» – раз восемь его смотрел, наверное. Очень нравится «Пролетая над гнездом кукушки», «Господин Никто». Из отечественных фильмов люблю старые, советские.
– (Лиза) А мне вот не советские, а постсоветские больше нравятся: «Брат», «Брат–2», «Ворошиловский стрелок». А из недавно вышедших просто потряс «Орлеан». Там играют мой любимый актер «Коляда-театра» Олег Ягодин и Виктор Сухоруков.
– (Денис) Да, «Орлеан» всем рекомендую. Хотя такие фильмы у нас никогда не собирают кассу и про них вообще мало кто знает. Обидно.
– Остается ли у вас время на другие интересы, помимо актерской деятельности?
– (Миша) Да мы обычные ребята – так же гуляем, ходим в кино. Порой даже сбегаем с уроков! (Смеется.) На премьеру «Гражданской войны», например. Хотя иной раз так устанешь, что хочется просто поесть и лечь спать.
– Помимо больших трудозатрат, какие еще сложности присутствуют в вашей работе? Денег, например, мало платят, да?
– (Катя) Денег мы вообще не видим – всё уходит на костюмы, реквизит и поездки на фестивали. Единственный в нашей труппе, кто получает зарплату, – это Шерлок. (Крыса, задействованная в спектакле «В душе хороший человек». – Прим. ред.) Ему выделяют сто рублей на корм.
– Тогда вопрос, наверное, больше к Алексею, как к «бывалому».
– (Алексей) Да, если вы пойдете в артисты, придется думать, чем еще зарабатывать. Это наше великое хобби, за которое нужно платить.
– (Лиза) Профессия души. На этом много не заработаешь.
Беседовали юнкоры студии «Талантвилль» Альбина ПАВЛОВА, Софья НИКОНОВА,
Анна МАКАРОВА, Анастасия БУДАНОВА и др.
Педагог-руководитель: Анна КОЧЕРГИНА