Анастасия Мурзина-Бенуа: «Чувствую себя настоящей астраханкой»
Наследница именитого рода Бенуа-Сапожниковых – о «Мадонне» да Винчи, истории рода и связях Петербурга и Астрахани
Астраханская картинная галерея все больше наполняет наш город проектом «Коллекция образов». 8 ноября здесь стартовал лекционный цикл «О коллекциях по пятницам», который позволит узнать как можно больше о коллекционерах, сыгравших важнейшую роль в судьбе Догадинки. Героиней первой встречи стала Анастасия Мурзина-Бенуа – директор музея-квартиры семьи Бенуа в Санкт-Петербурге. Её прапрадедушка – знаменитый петербургский архитектор Леонтий Бенуа, а прапрабабушка Мария Сапожникова – дочь Александра Сапожникова, представителя известной астраханской династии купцов, рыбопромышленников и меценатов.
О проекте
Проект Астраханской Догадинки «Коллекция образов» не так давно стал победителем конкурса «Гений места. Новое краеведение» Российского фонда культуры. Проект, в частности, посвящён четырём коллекциям, которые являются основой Картинной галереи, и судьбам самих коллекционеров: братьев Сапожниковых, Ивана Репина, Александра Перова и Павла Догадина.
Кураторы проекта ставят перед собою цель показать собирательный образ коллекционера, понять мотивы людей, которые занимаются очень личным, индивидуальным и даже закрытым делом, а потом в какой-то момент делятся плодами своего труда и увлечения с обществом.
Открытие лектория совпало с важными датами: в этом году исполняется 200 лет со дня основания фирмы известнейших рыбопромышленников Сапожниковых, а также 225 лет династии Бенуа в России. Тем более значим приезд наследницы легендарных фамилий в наш город.
Астраханцам и гостям города предстоит узнать много нового. А затем и увидеть. Серия лекций завершится выставкой с сопровождающим аудиоспектаклем – с нетерпением ждем этого события в начале следующего года.
А пока… расскажем подробнее о первой встрече, на которой нам посчастливилось побывать.
В каминном зале Догадинки – аншлаг. Студентам, журналистам, краеведам, коллекционерам, сотрудникам музеев и библиотек и всем неравнодушным к истории и культуре родного города астраханцам едва хватало мест — приходилось даже приставлять дополнительные стулья. Такой интерес к событию очень радует. Ведь, как сказала в своем приветственном слове директор галереи Ирина Перова, этот проект создан именно для астраханцев. Мы видим в музее много интересного и нетривиального, но не каждый задумывается о том, кто стоит за всем этим, кто помог нам увидеть эти экспонаты. А между тем, это очень увлекательная история, полная своих загадок.
Далее слово взяла астраханская гостья.
Выступление Анастасии Олеговны не похоже на лекцию в привычном виде. Скорее, это дружеская беседа, рассказ о своей семье. Семье настолько талантливой и многочисленной, впитавшей в себя так много культур и оставившей след в стольких странах, что непонятно, как вообще она с такой легкостью ориентируется в своей родословной.
Мария Александровна Сапожникова и Леонтий Николаевич Бенуа поженились в 1880 году. Мария Александровна вышла замуж за своего учителя рисования: богатые родители пригласили преподавать студента из Академии художеств. Учил он их с сестрой Ольгой, конечно, чему-то, но никаких работ Марии Александровны у нас нет.
У Сапожниковых была очень богатая коллекция живописи, собранная несколькими поколениями рыбопромышленников, в которой в том числе имелись подлинные Рубенс и Леонардо да Винчи. Именно картину самого да Винчи «Мадонна с цветком» глава семейства Александр Александрович Сапожников решил подарить на свадьбу дочери.
Александр Александрович сказал: «Доченьку зовут Машенька, подарю-ка я ей Деву Марию». То есть знаменитую «Мадонну» да Винчи. Она провела в семье Сапожниковых-Бенуа около ста лет. И в 1880 году появилась в нашей квартире, где сейчас у нас музей, пробыв там до 1914 года, когда Леонтий Николаевич Бенуа продал её в наш Эрмитаж за 150 тысяч рублей. У Леонтия Николаевича не было ни одной капли русской крови, но он считал себя русским и был патриотом России — и даже в завещании наказал своим потомкам служить Отечеству. Любой музей, разумеется, хотел иметь в своей коллекции картину да Винчи. Иностранные музеи предлагали гораздо большие деньги за эту картину, как и иностранные коллекционеры, но Леонтий Николаевич отказался, поэтому картина сейчас находится в нашей стране, и мы её можем видеть.
Из истории
В декабре 2017 года, к 300-летию Астраханской губернии, в картинной галерее состоялась выставка «Астраханская коллекция рыбопромышленников Сапожниковых. Второе открытие». Впервые со времен 20-х годов прошлого века в залах Догадинки в полном объеме была представлена астраханская коллекция известных рыбопромышленников и меценатов Сапожниковых — часть большого культурного наследия династии Сапожниковых-Бенуа. Это 14 живописных портретов членов семьи, выполненных русскими художниками в XIX веке, в том числе такими известными портретистами как Василий Тропинин и Иван Тюрин. Среди фамильных портретов основатель династии, вольский купец — Петр Сапожников, главный создатель коллекции произведений искусства — Александр Сапожников, представители последующих поколений семьи – Нина, Александр, Алексей Сапожниковы. Из астраханской коллекции экспонировались также несколько жанровых работ и четыре иллюминированных офорта XVIII века с батальными сценами петровского времени, выполненных известными французскими художниками и граверами.
Коллекция Сапожниковых не была подарена галерее, но именно благодаря уже созданному в 1918 году художественному музею она была сохранена
Сейчас семья Бенуа насчитывает около трёхсот человек. Квартира на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, построенная Леонтием Николаевичем Бенуа, теперь разделена на две части: на, собственно, квартиру и фамильный музей, открытый его потомками. Здесь бережно хранят семейный архив, редкие фотографии, картины и скульптуры. И как легенду передают рассказ о жизни основателя династии, известного шоколатье Луи Жюля Бенуа.
24-летний Луи бежал от Французской революции в 1794 году. Несмотря на возраст, он был признанным профессионалом, получившим прозвище «архитектор» за сложные, многоярусные торты, из которых даже вылетали птицы и выходили артисты. Эта деталь особенно примечательна, если учесть, как много профессиональных архитекторов появилось позднее в династии Бенуа. В России Луи Жюль Бенуа стал шеф-поваром российского императорского двора. Он женился на немке Катрин, которая родила ему 18 детей. Анастасия Олеговна говорит: в их семье ходит шутка, что Катрин перестала рожать только тогда, когда Луи Жюль умер.
Один из сыновей, Николай, стал известным архитектором. Он женился на дочери своего учителя Альберта Кавоса – архитектора итальянского происхождения, самой известной работой которого стал Мариинский театр. В их семье родилось девять детей, в том числе выдающийся художник, основатель объединения «Мир искусства» Александр Бенуа, художник и архитектор Альберт Бенуа и архитектор и педагог Леонтий Бенуа.
В этом огромном, ветвистом, раскинувшемся не на одном материке генеалогическом древе есть ещё много выдающихся имён: например, художница Зинаида Серебрякова, Николай Александрович Бенуа, ставший известнейшим театральным художником Италии и главным сценографом «Ла скала», и сэр Питер Устинов – именитый британский актёр, режиссёр, писатель, лауреат премий «Оскар», «Эмми», BAFTA и «Грэмми». Род Бенуа соединил династии Лансере, Шретеров, Черепниных и Фроловых – известных художников, архитекторов, композиторов и даже военных.
Заместитель директора Картинной галереи Марина Емелина выразила надежду, что по окончании проекта «Коллекция образов» все имена, упомянутые в лекции, станут узнаваемыми широкой публикой. Ведь история семьи Бенуа-Сапожниковых тесно связана с историей нашего города. Так, именно Владимиру Александровичу Фролову, художнику-мозаичисту, зятю Леонтия Бенуа, основатель картинной галереи Павел Михайлович Догадин сообщает, что теперь у него в хранении находятся произведения из коллекции Сапожниковых.
А Анастасия Мурзина-Бенуа в завершении встречи сыграла на рояле несколько прекрасных мелодий и искренне пожелала новой скорой встречи со всеми в Астрахани — в городе, где она ощущает себя настоящей астраханкой.
В ходе лекции были также продемонстрированы работы, выполненные акварелью, гуашью и углем Анастасией Мурзиной-Бенуа и ее дочерью Ксенией Волковой. На них изображены пейзажи и архитектурные строения Петергофа. Это места, связанные с жизнью семьи уже более века: дачи Бенуаи промышленника-винодела Людвига Крона, спроектированные самим Леонтием Бенуа; бухта в старом Петергофе, уголки парка…
После лекции работы были переданы в дар Астраханской картинной галерее, как и керамическая ваза художника Андрея Шретер — скульптора, члена Санкт-Петербургского отделения Союза художников России, тоже праправнука Леонтия Бенуа.
Для временной выставки «Коллекция образов», открытие которой планируется в январе 2020 года, из квартиры-музея в Санкт-Петербурге предоставлен антикварный семейный альбом для фотографий, в настоящее время принадлежащий Василисе Шретер. Альбом с обложкой, украшенной перламутром, располагается на металлической подставке и представляет собой не только семейную реликвию, но и предмет декоративно-прикладного искусства XIX века.
Новые лекции в течение следующих двух месяцев будут проходить каждую пятницу в каминном зале Астраханской картинной галереи.
15 ноября выступит старший научный сотрудник Астраханской картинной галереи Раиса Захарова;
22 ноября лекцию прочтет Геннадий Викторович Вдовин, директор Московского Музея-усадьбы «Останкино», искусствовед, эксперт конкурса «Гений места. Новое краеведение» Российского фонда культуры;
29 ноября состоится выступление Зои Маломётовой, научного сотрудника отдела редких книг и книжных памятников Астраханской областной научной библиотеки имени Н.К. Крупской;
6 и 13 декабря свои лекции представят Марина Емелина, заместитель директора Астраханской картинной галереи по научной работе, и Валерий Харламов, старший научный сотрудник.