Бессмертно! Классика стала главным украшением сезона
Вспоминаем театральные премьеры
Театральный сезон в Астрахани успешно завершился в конце июня, а мы продолжаем подводить его итоги, вспоминая все самое интересное и значимое. Сегодня поговорим о премьерах, которые подтвердили: Классика жила, Классика жива, Классика будет жить! Сразу несколько бессмертных произведений российской и зарубежной литературы и драматургии появились на астраханской сцене рубежа 2016-2017. Остается вспомнить всех поименно нашим добрым словом.
«Записки сумасшедшего»
Бессмертный Гоголь – в новом пространстве Драмтеатра
Маленький человек, зачитывающийся бульварной газетенкой, в большом красивом городе, где много денег и мало возможности их заработать. Титулярный советник, мелкая сошка 43-х лет… Возраст, когда все про себя известно… И вдруг, этот человечек влюбился, и в кого? В юную красавицу — генеральскую дочь! А еще, он совершает ряд удивительных открытий – собаки могут разговаривать, Испания и Китай – это одна страна, луну надо спасать… и вот, в 43 года, только и начинает жить маленький чиновник Поприщин – и кто его знает, может он и есть король испанский Фердинанд Восьмой?
Для дебютного спектакля на просторах Imaginarium Астраханский драмтеатр выбрал по-настоящему сложное произведение. Не все рискнут замахнуться на «Записки сумасшедшего» Гоголя, но это же Imaginarium. Нешуточные страсти и переживания наполнили театральный подвал.
В главной роли — без преувеличения блистательный артист Павел Ондрин. Режиссер — уже не раз удивлявший и удививший вновь Алексей Матвеев.
____________
«Моцарт и Сальери»
Новый взгляд на классику
В ноябре прошлого года публика увидела на Малой сцене «Большого» театра своего рода эксперимент: классическое произведение поставили две студентки ГИТИСа. Молодость, помноженная на современность. Речь о премьере «Моцарт и Сальери» в Астраханском театре оперы и балета.
Режиссер-постановщик — Надежда Бахшиева, художник-постановщик — Василиса Кутузова. А вместе с ними — авторская трактовка, молодые актеры, современные костюмы и, наконец, пространство, выходящее за рамки классической сцены — постановка нацеливалась, прежде всего, на молодого зрителя. А в результате она стала интересной многим.
Опера Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» известна в мире — как и ее сюжет, который волнует умы до сих пор. Он построен на легенде об отравлении Моцарта «завистником» Сальери.
Но не все так однозначно. В спектакле зрителю дают возможность подсмотреть за жизнью гениев и поразмышлять на тему того, как создаются произведения.
Надежда Бахшиева:
Для меня самым важным было избавиться от клише, париков, камзолов. Главное — показать переживания, чувства героев… Я старалась представить пьесу под другим уклоном, но, в то же время, не противоречить авторам.
____________
А с наступлением апреля мы увидели нового классика, все в тех же его героях. Необычная премьера состоялась в главном кукольном пространстве региона — история для взрослых, а именно — моноспектакль Сергея Кичигина «Моцарт и Сальери».
И извечные вопросы бытия: что есть добро и зло, любовь и ненависть, гений и злодейство? И музыка Моцарта, которая погружает в особую атмосферу.
Существует легенда о том, что Антонио Сальери, великий музыкант и педагог своего времени, отравил величайшего композитора всех времен Вольфганга Амадея Моцарта… но это лишь легенда, поддержанная Александром Пушкиным и облечённая в стихотворную трагедийную форму. На родине Антонио Сальери в знаменитую легенду не верят и свято чтут память композитора и педагога (а, между прочим, среди его многочисленных учеников – Бетховен, Шуберт, Лист и другие).
Роль Моцарта артист доверяет кукле, а злодей Сальери – живой человек, тёмный, большой и страшный. И публика пытается разобраться – кто здесь гений, а кто злодей…
____________
«Мертвые души»
Поэма на театральное сердце
Классика сценического жанра вызывает бесконечный интерес у публики во все времена. Что может быть лучше, чем с замиранием сердца наблюдать за «Чичиковыми», «Маниловыми» и другими бессмертными героями великого Гоголя в Астраханском ТЮЗе. Премьера символично состоялась в День театра, 27 марта.
Инсценировкой и постановкой нового спектакля порадовал Андрей Радочинский.
Многочасовые репетиции, работа по подготовке декораций и костюмов вылились в очень интересное и пронзительное действо. Со сцены прозвучали многочисленные вопросы, которые задает нам автор сквозь строки нетленного (!) произведения.
____________
«Тоска»
Классика оперного жанра
Крупнейший театр Астрахани в прошедшем сезоне обратился не много, не мало к самой «Тоске».
Легендарная опера уже ставилась в нашем городе — в Музыкальном театре. Но это уже совсем другая история…
На сегодняшний день «Тоска» является одной из самых распространенных оперных постановок в лучших театрах мира. 17 марта 1900 года премьера «Тоски» с огромным успехом прошла на сцене театра «Ла Скала».
По замыслу постановщиков, новый спектакль смотрится буквально на одном дыхании, словно документальный фильм. Зрители переносятся в те времена, когда главные герои – художник Марио Каварадосси и оперная певица Флория Тоска – оказываются жертвами деспотизма, пыток, тюрем и казней. Люди, далекие от политической борьбы – они были вовлечены в нее…
____________
«Русская смерть»
Классика на современный лад, или ЧехOFF-Party
Общедоступный театр «Периферия» открыл свой сезон пьесой Ирины Васьковской «Русская смерть», снабдив ее необычным поджанровым уточнением – ЧехOFF-Party.
История эта, действительно, имеет почти чеховский сюжет, где две героини рассуждают о том, как бы уехать в большой город, но для достижения цели не прилагают никаких усилий.
Режиссер Александр Беляев, однако, милосерден и не дает зрителю окончательно потонуть в чернухе, периодически протягивая спасительную соломинку: самые драматичные моменты смягчаются забавными деталями, а некоторые эпизоды и вовсе заставляют смеяться. На сегодняшний день это единственный спектакль «Периферии», в котором задействована только «тяжелая артиллерия», то есть опытные профессиональные актеры.
Еще подробнее о спектакле расскажет автор замечательной рецензии Анна Кочергина.
И, кстати, именно за роль в этом спектакле актриса Лидия Елисеева получила главный приз на недавнем фестивале «Каляда-plays»!
____________
«Гуси-лебеди»
Сказка на века и поколения
И, наконец, даже самых маленьких зрителей порадовали в этом сезоне классическим произведением — да, русские народные сказки тоже бессмертны! Тем более, когда это «Гуси-Лебеди»!
Все вместе взрослые и дети отправились на поиски маленького брата нашей героини. Расписные декорации, выразительные куклы, народная музыка в современной оригинальной обработке – это и многое другое сделало действие завораживающим.