Беташар и Йорял: самые колоритные традиции астраханских народов
Расскажем в подробностях
У каждого народа есть свои национальные традиции, которые насчитывают много веков, если не тысячелетий. Удивительно, как изменился мир, технологии, весь уклад жизни, да и сами люди – а обычаи, пусть и не в полной мере, продолжают жить, связывая нас с нашими предками.
Сегодня АстраКульт решил вспомнить некоторые обычаи нескольких народов Астраханской области. Как вы помните, в нашем регионе живут от 100 до 200 народов, так что на полноту описания мы претендовать не можем. Если вы решите дополнить наш список, будем очень рады!
Плетение венков на Зелёные Святки
Зелёные Святки — это славянский народный праздник, который знаменует окончание весны и начало лета. В Астраханской области в июне проводится одноименный традиционный фестиваль.
Участники фестиваля показывают народные обряды, которые исполняли наши предки много веков назад: к примеру, завивание дерева-ветлы и его украшение яркими лентами, кумление — так называется обряд, на котором девушки попарно целуют друг друга, обмениваются какими-нибудь вещами, а после называют друг друга кумой и, конечно, главный обряд — плетение венков из цветов и их погружение в воду.
Заплетая венки, девушки обязательно загадывали желание. Забрасывая венок в воду, нужно следить за его движением: если веночек поплыл, то вероятна скорая свадьба, если же начал крутиться – нужно ожидать разногласий. Если венок опускается под воду – это признак измены. А если вдруг он не двинулся с места, значит, замужества придётся ждать еще долго…
Свадебный обряд «Беташар»
За этим красивым словом скрывается не менее красивая церемония – открытие лица невесты. Церемония часто проводится на казахских свадьбах: невеста с покрытым фатой или платком лицом стоит в центре зала и тамада под особую традиционную песню со словами напутствия открывает ей лицо.
Рядом с невестой стоят две старшие снохи со стороны жениха (по-казахски «женгелер»). Обряд проводится для родственников жениха, которые прежде не видели невесту. Это их первое знакомство.
Тамада называет имя одного из родственников со стороны мужа, и невеста должна поклониться и выразить своё уважение. А родственники кладут деньги в специальную посуду, благодаря новую родственницу за почтение к себе. После того как назвали имена всех родственников, свекровь открывает лицо невесты и благословляет невестку.
В прежние времена этот обряд имел большее значение, поскольку невесту часто выдавали замуж за жителя другого аула, и ей буквально приходилось знакомиться не просто с новой семьёй, а с новыми земляками.
У гостей Астраханской области есть шанс увидеть этот обряд практически в аутентичном виде, среди шатров и национальной музыки, приехав на экскурсию в Региональный культурный центр имени Курмангазы.
Кстати, о юрте! Это достаточно мобильное жилье, которое буквально за полдня собиралось. Ставился деревянный каркас, на него быстро накидывался войлок, внутри раскладывались сундуки с вещами. Юрта обязательно имела отверстие наверху, а внизу, прямо под этим отверстием, стоял казан с едой, дым уходил наверх. И тепло, и еда готовилась внутри помещения.
«Бесикке салу»
В давние времена молодые родители неукоснительно соблюдали особые ритуалы. По поверью ребёнка следовало накрыть семью вещами, а в первые сорок дней возле его колыбели обязательно должен был гореть ночник, чтобы уберечь ребёнка от опасности и злых духов. Если в колыбели лежал мальчик, то к нему в колыбель клали узду и нагайку, чтоб он был хорошим наездником, а также нож, чтобы защитить новорождённого от злых духов. Если же младенец – девочка, то к ней в колыбель клали маленькое зеркало и расчёску, чтобы она выросла красавицей.
В переводе с казахского «бесикке салу» переводится как «класть в колыбель». Приезд новорождённого из роддома домой становится настоящим праздником для многих казахских семей. Собирается много гостей и родных, и одной из пришедших выпадает важная роль – первой положить младенца в колыбель. Это должна быть самая добропорядочная и опытная женщина, которая вырастила достойных детей. А прежде чем малыша положат в его первую кроватку, считается, что колыбель надо окурить, чтобы прогнать злых духов.
Этот обряд также можно увидеть своими глазами в культурном центре имени Курмангазы.
Несколько фактов из Краеведческого музея
1. Казахская юрта делилась на две части: мужскую и женскую
Женщина никогда не зайдет на мужскую половину без приглашения. А за столом, конечно, всегда наливала чай и ухаживала за гостями самая младшая женщина в семье.
2. Украшения делались со смыслом
Для славян игрушки, обереги, украшения и даже вышивки носили сакральный смысл, ничего просто так не делали. Если куколка – то символ плодородия: чтобы было больше деток для продолжения рода. Если сарафан – то рукава, ворот и подол украшались вышивкой – чтобы нечистая сила не прошла.
Национальные праздники
Сабантуй
Весенний праздник татар Сабантуй, пожалуй, любим представителями всех национальностей. По крайней мере в нашем регионе, где он широко отмечается каждый год в конце весны или начале лета.
Название «Сабантуй» дословно переводится как «праздник плуга». Раньше его праздновали перед началом весенних полевых работ в апреле. В былые времена подготовка к празднику занимала долгое время: девушки вышивали, ткали, шили полотенца, платки и рубашки, которые затем привязывали к длинному шесту.
С утра женщины надевали свои самые красивые одежды и украшения, а в гриву лошадей вплетали ленты, к дуге подвешивали колокольчики. На большом лугу собирались зрители и джигиты. Им предстояло показать свою силу и ловкость в национальной борьбе корэш – в ней противники обматывают друг друга широкими поясами и борются, стараясь подвесить противника на своём кушаке в воздухе, а после положить его на лопатки. Победителю достаётся живой баран, которого закидывают батыру на плечи и вместе с ним он совершает круг почёта. В современной интерпретации вместо барана победителю часто достаётся какая-нибудь бытовая техника.
Другие традиционные и не менее зрелищные соревнования: это бой мешками с сеном, сидя верхом на бревне, проигрывает в нём тот, кто первым падает. Бег в узких мешках; ходьба по наклонному качающемуся бревну; лазание по высокому гладкому столбу, к которому прикреплён приз; скачки на лошадях.
Масленица
Это древний языческий праздник, который много веков подряд отмечают восточнославянские народы. Отмечается он в течение недели перед Великим православным постом.
Главный символ этого праздника — это блины, которые в прежние годы имели ритуальный смысл, олицетворяя солнце, разгоравшееся с приходом весны всё ярче и ярче.
Масленица — это, прежде всего, проводы зимы. Сопровождаются они весёлыми гуляниями, играми, созданием и сожжением чучела Масленицы. Каждый день соответствует определённым обрядам. Так, понедельник — это встреча Масленицы, вторник — заигрыши, среда — «лакомки», день, в который тёщи приглашали зятьев и дочерей на блины. Четверг — день многолюдных катаний на санях, пятница — «тёщины вечёрки» — день ответного визита тёщ на блины к зятьям, суббота — «золовкины» посиделки, воскресенье — «прощёное воскресенье», когда все просят прощения у близких и знакомых. В последний день недели принято провожать Масленицу и сжигать её чучело.
В Астрахани традиционным местом для празднования Масленицы в течение многих лет является площадь им. Ленина в самом сердце Астрахани. Этот праздник отмечается в нашем регионе с большим размахом. В программе — шествие ряженых, скоморохов и сказочных персонажей. На главной площади города открываются игровые площадки и сцены, выступают лучшие фольклорные коллективы области, мастера декоративно-прикладного искусства выставляют свои работы. И, разумеется, каждый из многочисленных гостей может вдоволь наесться блинов.
Цаган Сар
Этот праздник монгольских народов знаменует начало весны и Новый год по лунно-солнечному календарю. Цаган Сар является символом обновления человека и природы, чистоты помыслов и добрых ожиданий. Дословно с монгольского «Цаган Сар» переводится как «белый месяц».
Калмыки в этот день традиционно спрашивали друг друга, «Благополучно ли вышли из зимовки члены семьи и домашний скот?», сопровождая вопрос специальными жестами. В праздник принято ходить друг к другу в гости, угощать друзей, родных и соседей борцоками – сдобными жареными лепёшками из пресного теста. Их форма имела особое значение и означала определённое пожелание.
На Цаган Сар калмыки совершали обряд кропления: переступая порог дома, хозяин кропил вокруг первым свежесваренным чаем – это было своеобразным подношением предкам и Белому старцу – хранителю жизни и долголетия. В Цаган дети обязаны посетить дом своих родителей и поздравить их. В былые времена сноха брала с собой приготовленный дома свежий чай и, приходя в гости к свёкру, разливала его по пиалам, а те в ответ произносили йорял – пожелания.
Навруз
Это слово имеет множество вариантов написания: Наурыз, Новруз, Навруз, Нуруз, Невруз, Нооруз и так далее. Всё дело в том, что этот праздник отмечают множество тюркских и ираноязычных народов по всему миру, соответственно, в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Иране, Азербайджане, Турции, Албании и других странах это название произносят по-своему.
С таджикско-персидского языка это слово переводится как «новый день». Навруз — это праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю, день весеннего равноденствия, начало сезона роста и процветания. История праздника насчитывает больше пяти тысяч лет. Это национальный традиционный праздник, не связанный напрямую с исламскими обычаями. В 2009 году, когда ЮНЕСКО включило Навруз в свой список нематериального культурного наследия человечества, этот праздник получил название «Международный день Навруз».
Согласно обычаю, накануне праздника люди должны чисто убрать свой дом, отдать все долги и накрыть богатый стол с круглыми лепёшками из пшеницы, ячменя, риса или бобовых и угостить многочисленных гостей. Часто на столе можно увидеть сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы.
Традиции празднования у каждого народа свои. Например, в Казахстане главное блюдо — «наурыз коже», особый суп, состоящий из семи ингредиентов. Съевшие его обязательно должны загадать желание, которое непременно сбудется. В Таджикистане накрывают стол из семи блюд, название которых начинается с буквы «С», а также ставят зеркало, крашеные яйца и свечи, имеющие особое символическое значение.